Продюсерский опыт, 18 грузовиков и безудержный перфекционизм

История захвата российского рынка «Гримерок на колесах»
  • 16.12.2016

Мало кто может похвастаться такой популярностью среди российских знаменитостей, как компания «Кинодоктор». Но такая известность имеет вполне логичное объяснение, ведь организация, созданная Евгением Непейвода в партнерстве с двумя друзьями, стала настоящим кинематографическим Айболитом для актеров, музыкантов и прочих творческих личностей. Изначально нишевый проект, ориентированный на ограниченный рынок и стартовавший в самый разгар экономического кризиса 2008 года, впоследствии занял треть всего рынка российских «гримвагенов» (фургонов с удобствами для работы гримеров, артистов, дизайнеров и других участников съемочного процесса) и уверенно продолжает расти несмотря ни на что. О пути Евгения Непейводы, столкнувшегося практически со всеми возможными трудностями, с которыми может столкнуться новый бизнес, расскажет «Жажда».

Мечта сделать все хорошо

Во времена своей студенческой жизни операционный директор «Кинодоктора» вряд ли мог предполагать, насколько необычной будет его будущая профессиональная деятельность. Окончив Белорусский университет культуры, Евгений быстро нашел работу по специальности – трудился линейным продюсером у таких известных в киноиндустрии людей, как Александр Самойленко и Сергей Жигунов.

И на самом старте своей карьеры Непейвода не мог смириться с одной из самых неприятных реалий российского кинематографа – нехваткой специализированной «жилой» техники для съемочной группы. Начав немного изучать этот вопрос, он узнал о развитой индустрии «гримвагенов» в Европе и США, где каждый актер имеет в своем распоряжении не просто теплый вагончик, но и все необходимые вещи: начиная от личного туалета и заканчивая телевизором и высокоскоростным интернетом. В это же время российские актеры и киношники зачастую даже не имели места, где можно согреться после съемок на морозе.

Каждый раз организаторы съемок выходили из этой ситуации по-разному. «Мосфильм», например, создал собственный небольшой парк специализированных «домов на колесах», в основу которых легли старые советские ЛиАЗы. Другие продюсерские компании обращались к услугам мелких компаний или частных предпринимателей, имевших в своем распоряжении пару переделанных кустарным способом микроавтобусов или фургонов.

Сложившаяся ситуация стала частым предметом разговоров с участием Евгения. Особенно он любил делиться своим размышлениям на этот счет с двумя ближайшими друзьями – Александром Пальмовым, владевшим на тот момент группой компаний «МИЦ», и Дмитрием Сенюком, работавшим над собственным рекламным агентством «Ацтек Медиа». Жаркие дискуссии через некоторое время превратились в продуманный бизнес-план, а трое друзей стали соучредителями оригинального стартапа.

1aya

Бизнес в кризис

Окончательное решение о создании «Кинодоктора» было принято в конце 2007 года. Уже состоявшиеся на тот момент молодые люди смогли обойтись без сторонних инвесторов и собрать 15 млн рублей личных средств. Доли будущего предприятия были разделены поровну (по 33%), но все операционные обязанности ложились на плечи Евгения Непейводы, как главного идеолога и эксперта будущего бизнеса. Сервис аренды «фургонов для кино» буквально вскочил на подножку уходящего поезда, так как в том же году открылись агентства «Гримваген» и «Капитан-фильм», предоставляющие аналогичные услуги, к которым добавлялись десятки новых предпринимателей.

Четкое представление о будущем деле и внушительное количество стартовых инвестиций позволили Евгению основательно подойти к созданию первых «гримвагенов» собственного производства. В самом начале он сознательно отказался от закупки техники на вторичном рынке и дальнейшей ее адаптации под российские реалии. В первую очередь такой выбор был обусловлен тем, что заграничный транспорт требует заграничных деталей, которые практически невозможно достать в сжатые сроки. Но съемочная группа не может ждать починки сломавшегося фургона для актеров, поэтому единственным выходом оказалась сборка собственных авто.

Посетив множество стран и предприятий, Непейвода смог организовать по-настоящему интернациональный бизнес. Тягачи для «Кинодокторов» закупаются у таких известных производителей, как Renault и MAN. Прицепы, впоследствии превращающиеся в комфортабельные гостиничные номера, производятся по индивидуальному заказу на нижегородском заводе «Чайка-Сервис», на котором для этих целей даже была создана отдельная конвейерная линия. Остальные комплектующие, начиная от лампочек и заканчивая электронными платежными терминалами, заказываются у разных производителей, предлагающих самый лучший товар в своем сегменте.

Евгений Непейвода: «Перед стартом нашего дела я детальнейшим образом изучил опыт подобных предприятий, в первую очередь в США. И это дало четкое понимание того, что нам необходимо все делать по-своему. Дело в том, что западная киноиндустрия, а следовательно, и сопутствующий ей бизнес специализированной техники, имеет ряд важных особенностей, таких как климат, уровень специалистов, отношение к работе и прочее. Но основное отличие – это масштабы. Бюджеты многих американских, британских, французских картин несопоставимы с российскими. Западным режиссерам не приходится урезать число осветителей или количество «гримвагенов» исходя из экономической целесообразности, они руководствуются только производственной необходимостью. В России же кинобизнес все еще очень молод, лишь относительно недавно он стал восприниматься не только как способ создания произведений искусства, но и как реальная возможность вложить деньги и получить прибыль. Поэтому я четко убежден, что наш сегмент также продолжит уверенный рост».

Такой перфекционистский подход сформировал негибкую ценовую политику компании: с самого своего появления «Кинодоктор» предлагал цены на 5-10 тыс. рублей выше среднерыночных. Особенно риски подобного подхода усугубились в 2008 году, когда старт амбициозного предприятия практически совпал с разразившимся мировым экономическим кризисом. В то время киношники крайне щепетильно относились к производственным расходам, в результате чего Евгений долгое время не мог найти первых клиентов. Поэтому первый боевой выезд своего «гримвагена» он запомнил на всю жизнь: поучаствовав в рекламных съемках чипсов Lay’s на Красной площади, один из немногих созданных фургонов принес первую долгожданную прибыль в 20 тыс. рублей. После этого знакового события проблем с заказами не было никогда.

2aya

Развитие и еще раз развитие

За 8 лет своего существования «Кинодоктор» принял участие в съемках таких известных картин, как «Легенда № 17», «Вычислитель», «Сталинград», «Высоцкий. Спасибо, что живой», а также десятков прочих фильмов и сотен сериалов. К 2010 году предприятие под управлением Евгения Непейводы увеличило парк спецавтомобилей до 18 штук, что позволило ему получить внушительные 25% рынка и занять лидирующую позицию в отрасли, оставив далеко позади своих ближайших конкурентов.

В том же 2010-м идейный вдохновитель проекта и его бессменный лидер начинает задумываться о расширении сферы применения «гримвагенов». В результате бизнес занимает соседние ниши, предоставляя свои услуги не только киноделам, но и маркетологам, а также обычным людям, желающим организовать оригинальную свадьбу или день рождения. На данный момент аренда авто для кинематографа является лишь одним из четырех основных направлений компании.

Передвижные офисы оказались весьма востребованы во время проведения различных массовых мероприятий, что позволило «Кинодоктору» также стать и «event-доктором». Фирма Евгения Непейводы приняла участие в работе над такими проектами, как MAXIDROM, EUROPA PLUS LIVE, Faces&Laces, Park Live, День города Москвы и другие.

Евгений Непейвода: «Мы постоянно думаем над улучшением нашего сервиса. Поэтому в разработке одновременно находится сразу несколько идей, лишь часть из которых реализуется в дальнейшем. Самыми последними успешными идеями «Кинодоктора» стали вендинговые услуги и аутстафинг. Под первым я подразумеваю возможность заказать установку в фургон торгового аппарата с напитками, шоколадками и прочей ходовой продукцией. Идея получила большой отклик среди заказчиков, в результате чего до 20% выручки с наших последних заказов формируется именно благодаря вендингу. Аутстафинг же заключается в возможности нанять отдельного специалиста, который бы полностью занимался вопросом транспорта. И это касается не только непосредственно перевозок, но также поиска и заказа для съемочных нужд всего, что может ездить. В результате организаторы съемочного процесса перекладывают значительную часть мелких забот на нашего специалиста, который оперативно решает любые возможные в этом вопросе трудности».
Кинодоктор

Также грузовики компании стали отличной площадкой для рекламы и BTL-мероприятий, продвигающих всемирно известные и не очень бренды. Среди самых известных клиентов, решивших воспользоваться услугами ранее бывших исключительно киношными «докторов на колесах», такие гиганты, как AVON, Mary Kay, eBay и Microsoft.

Евгений старается сделать свое дело максимально эффективным, поэтому самым последним крупным направлением стала услуга внешней и внутренней рекламы на автомобилях «Кинодоктора». И если с первым вариантом все понятно – тут предоставляется довольно традиционная услуга брендирования кузова автомобиля, то в качестве носителя внутренней рекламы выступают LCD-мониторы прямо в салоне «мобильной гримерки». В результате такой подход может оказаться очень привлекательным, так как в этом случае с рекламой гарантированно ознакомятся многие звезды российского кино и телевидения.

Также у «Кинодоктора» есть множество более мелких проектов, некоторые из которых также скрывают в себе большой потенциал. Самым заметным из них стал магазин товаров для работников съемочной площадки. Тут Евгений пошел по проторенной дорожке и решил занять еще одну пустующую сферу: во время съемок задействуется множество единиц специфического оборудования, начиная от чехлов на прожекторы и заканчивая мобильными генераторами. Достать это все нелегко, и делается это чаще всего через личные связи. В будущем Непейвода надеется, что его магазин станет удобным централизованным местом для приобретения такой продукции, что сулит немалую прибыль.

Сейчас один полностью укомплектованный вагон, готовый к использованию, в среднем имеет себестоимость в 12,5 млн рублей. Дополнительная обстановка, которая всегда меняется в зависимости от райдера заказчика, добавляет к этой сумме еще 1,5 млн. Все это не может обойтись без импортного тягача, стоимость которого в нынешних условиях колеблется в пределах 1,5-3 млн рублей. Но эти немалые расходы достаточно быстро окупаются – «гримваген» возвращает затраченные на его создание деньги через 1,5 года после запуска, при условии 20-25 рабочих смен (по 12 часов) в месяц. При этом цены на аренду такого авто не только остаются стабильно высокими, но и значительно колеблются: в зависимости от комплектации и конкретного выбранного автомобиля суточная аренда может стоить от 20 до 100 тыс. рублей.

Кинодоктор

Советы от Евгений Непейводы

  • Продавать отдельный продукт неэффективно, вместо этого предлагайте клиентам комплекс услуг.
  • Старайтесь дать клиенту возможность протестировать ваше предложение в ходе бесплатного пробного периода.
  • Старайтесь почерпнуть идеи для развития и улучшения из результатов каждого завершенного проекта.
  • Цените критику от клиентов. Не стесняйтесь просить указать на ваши ошибки.
  • Положительная атмосфера в рабочем коллективе – непосредственный индикатор высокой клиентоориентированности вашего бизнеса. И наоборот.

«Кинодоктор» в цифрах и фактах

Год основания

2007, год открытия – 2008.

Начальные инвестиции

15 млн рублей.

Количество учредителей

Три человека, имеющие равные доли в компании.

Себестоимость одного «гримвагена»

15-17 млн рублей.

Окупаемость

1,5 года.

Стоимость 12-часовой аренды спецтехники «Кинодоктора»

От 20 до 100 тыс. рублей.

Форма оплаты

100-процентная предоплата.

Доля рынка

Является лидером своего рынка и занимает около 30% его общего объема.

Общий объем инвестиций к 2012 году – сроку полной окупаемости проекта

100 млн рублей.

Объем годовой выручки

В среднем составляет 90 млн рублей.

Чистая прибыль

60 млн рублей в год.

Кристина Фирсова

Кристина Фирсова

Обозреватель «Жажды»

  • http://vk.com/id283787207 Artem Rem

    Очень интересно. Спасибо

    0

Похожие статьи



Вверх
Сделать сайт лучше