Локализация аудиовизуального контента
Как «выращивать» достойных переводчиков и обрабатывать по несколько тысяч часов контента в год- 14.07.2017
Зарубежные фильмы – это не только хорошая игра актеров и режиссерские решения, но и результат огромной работы по аудиовизуальному переводу, позволяющему передать атмосферу картины и эмоции персонажей, а главное – окупить вложения в прокат фильма на российском рынке. Успех фильма в принципе начинается с хорошего сценария, а экспортный успех – с хорошего перевода. В России компании, умеющие делать это профессионально, можно пересчитать по пальцам. Но главная «тайная» проблема сектора – что практически все они «пасутся» на одном и том же кадровом переводческом ресурсе. Только одна из компаний может похвастаться собственной школой аудиовизуального перевода, признанной вузами и конкурентами, – RuFilms. Сам бренд появился в 2006 году, хотя его основатели Алексей Козуляев и Елена Конотопова работают на этом рынке уже более 20 лет. Как предложение порождает спрос и почему сложно бороться с предубеждениями потенциальных клиентов, Алексей Козуляев рассказал «Жажде».
Тенденции рынка
Стартом работы российского бренда RuFilms считается 8 ноября 2006 года, тогда как сама компания появилась еще в 1993 году. Сейчас она является одним из крупнейших поставщиков услуг в области аудиовизуального перевода и локализации, под которой понимается субтитрирование, дубляж, закадровое озвучивание, перевод аудиовизуальных роликов, выполнение аудиодескрипции и прочее. Алексей Козуляев, выпускник МГПИИЯ (в настоящее время – МГЛУ) и курсов режиссуры Нью-Йоркской киноакадемии, сам является одним из ведущих переводчиков кинофильмов и телепрограмм в России, владеет четырьмя рабочими языками.
Долгое время в нашей стране субтитрированием как таковым никто не интересовался. Россия – страна с давними традициями голосовой локализации контента. В СССР это был дубляж, в РФ – закадровое озвучивание на один или несколько голосов. В связи с этим бытовало мнение, что в России контент с субтитрами смотреть никто не будет еще очень долго. Однако еще на старте в 2007 году Елена Конотопова озвучила мысль, что подрастает то поколение, которое будет с удовольствием смотреть фильмы с субтитрами. Так и вышло. Само субтитрирование и перевод для него переживают второе рождение.
Первым крупным клиентом стала компания SP Digital, работа с которой началась еще в 2003 году. В 2007 году RuFilms после ребрендинга удалось выйти на международный рынок. В России практически никто не делал грамотный, оформленный под международные стандарты перевод субтитров, и разосланные извещения с предложением данной услуги вызвали настоящий ажиотаж. Интерес проявили практически все основные игроки рынка. В 2008 году крупный контракт на субтитрирование был подписан с компанией «Двадцатый век Фокс СНГ». В тот период у нее появился каталог с примерно 600 наименованиями отобранных фильмов для каталожного предложения – для всех них нужны были субтитры. С подачи Елены Конотоповой тот же подход, основанный на вхождении в нишевые незанятые секторы рынка, применяется сегодня и для такого направления развития компании, как аудиодескрипция (описание фильмов для незрячих/слабовидящих аудиторий), тоже относящегося к аудиовизуальному переводу.
Алексей Козуляев: «О важности сектора и его незаполненности в РФ свидетельствует то, что у американской компании Netflix есть аудиодескриптивные дорожки к фильмам и сериалам для всех стран, кроме России. И не потому, что у нас нет инвалидов по зрению. Считалось, что здесь попросту нет таких специалистов в сколько-нибудь значимых объемах. Студия RuFilms известила потенциальных клиентов о том, что занимается аудиодескрипцией. И это снова вызвало большой интерес. Ситуация практически зеркально повторила бизнес-модель запуска сервиса перевода субтитров и субтитрирования. В нашей компании работает Иван Борщевский – специалист со стажем, который занимается этим уже более 10 лет и является членом зарубежных ассоциаций аудиодескрипторов. У нас прекрасные контакты с зарубежными университетами, занимающимися этой тематикой. Мы знакомим людей с рабочими процессами этого вида аудиовизуального перевода. Как результат, сейчас фильмы с нашей аудиодескриптивной дорожкой начали транслироваться на длинных полетах на бортах «Аэрофлота». «Аэрогрупп» – это один из наших крупных клиентов».
Основной проблемой в работе компании по сей день остается непонимание со стороны большинства российских контентщиков самой сути аудиовизуального перевода (АВП). Считается, что это чуть ли не самый простой вид перевода, но специалисты, которые им занимаются, точно знают, что это совсем непросто. К иным заблуждениям относится толкование АВП как некоей формы синхронного перевода (это не так) или художественного перевода (что совсем неправильно). У RuFilms долгое время ушло на образование клиента, на разъяснение ему сути своего предложения и его значимости.
Школа как конкурентное преимущество
С 2001 по 2015 год общее количество аудиовизуального контента на разных языках, которое предполагалось показать российскому зрителю, выросло в 67 раз. Это не только фильмы, но и игры, интернет-каналы, кабельное телевидение и многое другое. А вот количество переводчиков так же баснословно не увеличилось, несмотря на то, что на рынке были и остаются ключевые фигуры и известные личности. В России аудиовизуальный перевод не стал объектом самостоятельного изучения. Соответственно, из-за массы заблуждений теоретического характера не учитываются тонкости этого ремесла, что не давало создать программы обучения и серьезно било по качеству исходного продукта. Одни самородки и самоучки, сколь бы блестящей ни была их подготовка, справиться с «девятым валом» контента просто не могли.
Сегодня большое количество языковых пар требует наличия узких специалистов. В Китае, например, огромное предложение теле- и киноконтента, но переводчиков-аудиовизуалов с китайским на рынке единицы. Поэтому программы практически не экспортируются в нашу страну. Китайскими коллегами на недавней конференции в Пекине, приуроченной к Пекинскому международному кинофестивалю 2017 года, отмечалось: «Основной барьер в развитии проката российских фильмов в Китае и наоборот сегодня – не технологический и не содержательный. Он переводческий».
Школа аудиовизуального перевода, руководит которой Алексей Козуляев, стала конкурентным преимуществом студии RuFilms. Она дает возможность быстро среагировать на изменение спроса. Когда компанией был заключен контракт на перевод субтитров Netflix, встала необходимость быстро выучить людей, которые будут работать над созданием продукта. Были проведены несколько специализированных курсов, которые помогли решить эту задачу. Кроме того, для целого ряда клиентов проводились «стыковочные» курсы для менеджеров по управлению проектами и для менеджеров по продажам.
Курсы проводятся в онлайн- и офлайн-форматах. Последний возможен благодаря партнерам – вузам, что значительно упрощает ситуацию продвижения. Участники всех видов обучения по его окончании сдают экзамен и получают свидетельство с соответствующей оценкой знаний. Школа выдает слушателю по итогам экзамена свое свидетельство о прохождении курса, а учебное заведение выдает учащимся на основе данного свидетельства документы собственного образца.
Локализация от RuFilms
Кроме обучения переводу, которое является помимо прочего инструментом кадрового обеспечения деятельности компании, рыночное предложение RuFilms имеет несколько направлений. Это аудиовизуальный перевод под субтитрирование и выполнение самого субтитрирования, вывод субтитров во всех необходимых форматах, закадровое озвучивание и выполнение дубляжа, включая перевод песен. Еще одним инновационным направлением, упомянутым выше, является аудиодескрипция.
Компания стремится развиваться в направлении «языкового хаба». Перевод осуществляется не только с русского и на русский – работа ведется с украинским, казахским, грузинским и другими языками, и число языковых пар постоянно увеличивается. При этом заказы принимаются компанией в зависимости от того, есть ли в числе ее специалистов обученные в заданном секторе. Весь перевод делается вручную, без использования машинных программ, для сохранения эмоциональной составляющей контента.
Заглядывая вперед
На уровень ставок по разным направлениям влияют разнообразные предубеждения потенциальных клиентов в отношении аудиовизуального перевода. Алексей с огорчением констатирует тот факт, что на рынке очень много плохо переведенного контента. Аудиовизуальный перевод долгое время был самым низкооплачиваемым сектором перевода, хотя и сейчас он не сулит специалистам золотых гор. Несмотря на все трудности по завоеванию доверия со стороны контентщиков, наш герой подчеркивает многогранность и интересность своего бизнеса.
Алексей Козуляев: «Мы являемся частью культурной жизни своей страны. Хорошо сделанный перевод и озвучка очень быстро размениваются на цитаты. Когда я сам еще очень много переводил в 2002-2007 годах, было приятно идти по улице и слышать, как люди обсуждают переведенный тобой фильм. Это растущий инновационный рынок. Сейчас говорят, что народ мало читает, но он ведь не на диване лежит все свободное время. Люди черпают откуда-то новые знания, учатся, развиваются. Сегодняшняя молодежь больше смотрит игровые, образовательные, документальные фильмы. А кто-то же должен это перевести».
Одной из глобальных целей компании наш герой назвал развитие направления аудиодескрипции. Алексей подчеркнул, что оно не просто интересно, но и несет важную социальную миссию. Незрячим людям станет доступно большое количество разнообразного контента. Еще одним вектором развития станет дубляж, который все больше завоевывает рынок. В условиях большого количества каналов поставщики контента желают выделиться за счет высококачественной подачи и возрождают различные варианты дубляжа, поскольку он прекрасно воспринимается зрителем. Большая работа будет проделана и по обособлению школы аудиовизуального перевода в отдельную бизнес-единицу.
RuFilms в цифрах и фактах
Организационно-правовая форма
Общество с ограниченной ответственностью, 2 учредителя-основателя.
Дата создания бренда
8 ноября 2006 года.
Стартовый капитал
Минимальный, несколько десятков тысяч рублей.
Алексей Козуляев: «На старте мы максимальную часть своих активов вынесли в облако, на FTP, воспользовались всеми возможностями интернета, чтобы минимизировать свои инвестиции».
Окупаемость вложений
Изначально ставка была сделана на зарубежный рынок. Западные клиенты делают очень большую отсрочку платежа, поэтому при всей окупаемости проекта была серьезная зависимость от того, насколько грамотно и быстро они будут платить. Туда же добавились значительные колебания валютного курса, локальный валютный кризис.
Инструменты продвижения
Онлайн-каналы: социальные сети (в особенности для развития школы), сайт rufilms.ru, мессенджеры, собственное интернет-издание AVTReporter (активно продвигается не только в России, но и за рубежом).
Офлайн-каналы: конференции, проведение периодических знаковых мероприятий по тематике аудиовизуального перевода, интервью.
Оборот за 2016 год
Около 17 млн рублей. Данные искажаются за счет больших отсрочек платежа.
Размер чека
Минимальный чек начинается от 2-3 тысяч рублей, средний – примерно 200-300 тысяч рублей в месяц. Оплаты проводятся очень неравномерно, поэтому выявить точные значения и усреднить их невозможно.
Количество заказов
За 2016 года – 140 заказов, за первое полугодие 2017 года – 108 заказов.
Количество переработанных часов за 2016 год
Субтитры – около 2500 часов, закадровое озвучивание – около 3000 часов, аудиодескрипция – примерно 50 часов. В 2017 году последнее указанное направление существенно увеличится в объеме переработанных часов.
Сезонность бизнеса
Снижение объемов работы приходится на январь, в августе – рост.
Персонал
Около 70 сотрудников на аутсорсинге.
Оплата труда переводчиков
От 500 рублей до 100 тысяч рублей в месяц. Переводчики сами выбирают тот объем работы, который готовы на себя взять, сами они выбирают и тематику.
Целевая аудитория
Профессионалы в области локализации российские и зарубежные. Для школ – студенты и все желающие сохранить навыки перевода.
Компания изнутри
Производственные мощности: собственная студия звукозаписи, профессиональное субтитровочное оборудование (одна профессиональная субтитровочная программа стоит несколько тысяч евро), технологическая платформа, обучающая платформа (школа), собственная площадка по договору с одной из библиотек в Москве.
Уровень конкуренции
Компаний данного сектора, которые обладают сочетанием производящих мощностей и школы, признанной вузами, на рынке России больше нет. С этим связано то, что услуги по различному переводу у «РуФилмс» заказывают студии-конкуренты. На качество контента влияет и то, что есть частные переводчики, которые в своих квартирах что-то делают. Субтитровочных компаний в России – 3-4, профессионально занимающихся дубляжом – примерно 10-12 студий, занимающихся аудиодескрипцией – 3 компании.