«Довязаться» до бизнеса

Как открыть мастерскую у себя дома с прибылью более 100 тыс рублей в месяц
  • 23.01.2017

«Югыд-арт» в переводе с языка народов коми означает «светлые мысли». А еще это мастерская вязаных изделий с обереговыми северными орнаментами: от варежек и чехлов для планшета до подушек-игрушек и свитеров. Жительница Республики Коми Светлана Турова, финалистка национальной премии «Бизнес-Успех», научилась вязать в шесть лет и всю жизнь мечтала открыть свою мастерскую. Но решилась на это только благодаря «волшебному пенделю» – кризису 2008 года. «Жажда» узнала, как превратить хобби в доходное дело и возродить моду на традиции.

Семейная мастерская «Югыд-арт» представляет собой небольшое производство на Севере России, которое выпускает вязаные изделия с частичкой местной культуры и истории: мастера стараются привлечь внимание к смыслу северных орнаментов, традициям узорного вязания и легендам народов коми. Часть изделий выполняется вручную надомными мастерицами, часть – специальными машинами с последующей ручной доработкой. В ассортимент мастерской входят: варежки и шарфы, шапки и пояса-обереги, гетры и гольфы, свитеры и платья, экосумки и подушки в форме животных.

Светлана Турова: «Я сама лет с шести вяжу, меня научила бабушка. Для моей мамы вязание стало способом подработать, ведь она сидела дома с тремя детьми, держала дом и не могла выйти на работу. До развала СССР в республике работала крупная госкомпания, и женщины могли заработать: делали традиционные вещи для нашего региона, а изделия продавали через сеть государственных магазинов. Мама так подрабатывала, а я ей помогала и тоже получала зарплату за свой труд. Мы хотим возродить эту практику, правда, в небольшом масштабе. Раньше вязание считалось традиционным промыслом для нашего региона, но сейчас немногие этим занимаются, тем более не рассматривают как нечто серьезное, самостоятельный бизнес».

Сейчас мастерская работает на базе арендованного помещения в Сыктывкаре, столице Коми, здесь же находится и центр выдачи заказов. Но в ближайшее время планируется переезд в собственный дом в сельской местности в 55 км от города. Это станет точкой притяжения для туристов, которые хотят познакомиться с культурой народа и при желании научиться вязать, а также обеспечит работой местных женщин, так как многие не могут найти работу и живут на пособия или на маленькую пенсию.

1aya-1

Кризис на руку

До 2008 года Светлана работала управляющей крупной компании, хорошо зарабатывала, но кризис расставил точки над «i» – компания объявила себя банкротом. Посоветовавшись с мужем, девушка решила рискнуть и начала реализовывать свою детскую мечту, готовиться к открытию мастерской. Светлана провела маркетинговое исследование, чтобы понять, насколько ее продукция будет интересна покупателям, сделала первый сайт и съездила на международную выставку по рукоделию в Москву, где заняла первое место. Позже посетила несколько фестивалей и выставок в других городах и регионах, что помогло укрепить веру в себя.

Светлана Турова: «Перейти от хобби к доходному делу мне помогло и образование (юридическое, программирование), и опыт. Около восьми лет я проработала в продажах, руководила персоналом. Я научилась управлять чужими деньгами, поэтому страха распоряжаться своими не было. Самым сложным было решиться – ведь до 2008 года вязание было просто моим хобби. Но кризис подтолкнул, помог принять решение, стал «волшебным пенделем». Можно сказать, что мы нашли свою нишу, создали моду на традиционные орнаменты. Сначала к нам приходили с просьбой сделать что-то не с коми-орнаментом, а норвежское, например. Но я отказывала. Постепенно к нам стали приходить за традиционными рисунками, даже молодежь. Как-то нас пригласили в свой телевизионный проект студенты, сделали про нас передачу. Когда мы интересны таким молодым, я понимаю, что мы идем в правильном направлении».

В 2009 году Светлана зарегистрировалась как предприниматель. Сначала работала в собственной квартире, а через год под мастерскую арендовала помещение, где сделала зону для посетителей, чтобы работать с ними не только в интернете, но и в реальности. Первые трудности появились в 2011 году: ручная вязальная машина не позволяла выходить на большие объемы, а за три года появились отдельные мастера, которые работали из дома без оформления ИП. Соответственно за заказы они могли брать меньше, ведь налоги и аренду платить не надо. «Югыд-арт» перестала зарабатывать, пришлось закрыться.

Югыд-арт

Новый виток

Светлана нашла работу по найму и даже прошла собеседование, но, вернувшись домой, поняла, что не хочет отказываться от мечты. Как раз к этому моменту в России появилось новое вязальное оборудование по доступной цене, Светлана поехала за ним в Москву, где научилась на нем работать. Первую промышленную вязальную машину семья мастерицы приобрела на свои средства, на вторую – получили грант от региона, позже вернув его в виде уплаты налогов.

Светлана Турова: «На таких машинах обычно учатся работать четыре года, но у меня такой возможности не было. Помогли базовые знания программирования и практика, многое делала методом тыка. Сейчас для меня это как игра: каждый раз переходишь на новый уровень. Не дают расслабляться и клиенты, особенно корпоративные, чьи интересные заказы заставляют делать то, что раньше не пробовала. Делали изделия для сотрудников «Лукойла», «Газпрома», «Фольксвагена», для иностранных компаний. Если говорить не о корпоративных заказчиках, то основные клиенты у нас из Москвы, Петербурга и Республики Коми. Соседние Ямал и Ханты-Мансийск тоже покупают, потому что у нас схожая культура, а подобных мастерских у них нет. Есть покупатели из Украины, Белоруссии, наши игрушки уезжали во Францию, Америку и Японию. Мы даже объявляли фотоконкурс о путешествиях наших изделий. Одежду с орнаментом заказывают местные ансамбли, организаторы фестивалей. Интересно, что приходят люди разного возраста. Дети просят у родителей подушки-игрушки, у нас одевается молодежь и пожилые люди, мужчины сами себе выбирают свитеры, женщины – платья».

Светлана изначально решила, что не будет брать кредиты, поэтому участвует во многих конкурсах, чтобы получить средства на развитие. Например, в 2016 году поддержку получили в пяти из десяти конкурсов. Это нелегко физически, но результаты того стоят. Прямых конкурентов у «Югыд-арт», по мнению Светланы, в регионе нет. Оборудование в последние годы сильно подорожало, а желающих вкладываться в «долгие деньги» нет. Окупаемость в 5-7 лет мало кого интересует. Девушка признает, что сейчас большая часть дохода уходит в будущее развитие мастерской, постоянно приходится что-то докупать, следить за тенденциями, выбирать более дорогие виды пряжи из Латвии, Эстонии, Белоруссии.

Югыд-арт

Сельская мастерская

Светлана Турова: «Несколько лет назад меня позвали на обучение в Финляндию. Мне очень понравилась модель маленьких семейных творческих бизнес-проектов, которые самодостаточно существуют в селах и деревнях, работают без рвачества, небольшими темпами. Меня вдохновило их большое уважение к культуре, корням. Тогда мы и пересмотрели концепцию нашей мастерской: решили перенести ее из города в деревню. Город – это хорошо, но это стресс, занятые люди, а вязание – спокойный вид творчества. В отрыве от цивилизации интереснее творить, село настраивает на спокойный ритм жизнь. Здесь есть возможность создать вокруг себя группу людей, которым это интересно».

В 2015 году семья Светланы решила приобрести землю в поселке Аджером Корткеросского района, чтобы начать строительство мастерской с жилым помещением на втором этаже. Собственных средств было только 350 тысяч рублей. Не хватало как минимум 600 тысяч, чтобы запустить проект. Светлана запустила сбор средств на краудфандинговой платформе «Бумстартер», хоть ее и отговаривали, так как проект направлен на культуру маленького народа из 300 тысяч человек. Но проект нашел поддержку, а в ноябре 2016 года власти республики компенсировали и вложенные 300 тысяч. Уже возвели стены из бревен, выставили окна, на грант от компании «Липтон» сделали крышу. Осталось подключить отопление, газ и электричество, выполнить внутреннюю отделку. Закончить планируют осенью 2017 года, это позволит отказаться от аренды помещения в городе, оставив только пункт выдачи, и взять новых мастеров на работу.

Светлана Турова: «В последние годы в России начал возрождаться интерес к традициям, культуре. Многие уже не хотят покупать дешевую продукцию из Китая, а выбирают что-то местное. К тому же китайские товары в связи с ростом валюты подорожали, так что за эти же деньги можно купить более качественную вещь у наших мастеров. У коми также вновь появляется дух патриотизма, молодежь перестала стесняться говорить на родном языке. Мы даже делаем покупателям скидку 10%, если они обращаются к нам на языке коми. Кстати, о наших северных орнаментах несколько лет назад написала одна американка, и недавно книгу издали на русском».
Югыд-арт

Советы от Светланы Туровой:

Что нужно учитывать при открытии своей мастерской:

  1. На старте необходимы материальные резервы – подушка безопасности. Не всегда бизнес получается сразу прибыльным, иногда приходится сидеть без заказов. Напишите для себя бизнес-план на год, на три, на пять лет. Пусть не суперпрофессиональный, но потом можно его улучшить, сходив на курс по бизнес-планированию, узнать о подводных камнях. Нужно просчитать все риски: если дохода не будет сколько-то месяцев, то откуда брать деньги; если брать кредит, то как возвращать; есть ли гарантированный доход?
  2. Следите за изменениями законодательства, тенденциями вашего дела, обращайтесь в бизнес-инкубаторы. Ходите на конкурсы, фестивали, форумы, здесь можно найти решение по трудным ситуациям или познакомиться с клиентами и партнерами, а также получить поддержку в виде субсидий и грантов.
  3. Нужно учиться, чтобы понять модель ценообразования. Многие мастера путаются и занимаются или производством, или продажей, не понимая, как работать с партнерами. Чтобы развиваться, ты должен быть интересен партнеру, чтобы не только ты, но и он хорошо зарабатывал, стремился завязать долгосрочные отношения.
  4. Постоянно обменивайтесь опытом с другими мастерами, смотрите на их проекты, чтобы не совершить такие же ошибки. При этом не ограничивайтесь только людьми из своего региона, это не дает развиваться. Путешествуйте, участвуйте в фестивалях в других городах, обменивайтесь опытом с иностранными коллегами для расширения кругозора.
  5. Помните, что любая идея, в которую вы сильно верите, если ее правильно реализовать, может стать любимым делом, которое приносит доход. Например, в Финляндии и Норвегии творческие семейные бизнес-проекты передаются из поколения в поколение, это стабильное доходное дело.
Югыд-арт

Мастерская «Югыд-арт» в цифрах и фактах

Старт проекта

Первый старт в 2008 году – затраты 250-300 тысяч рублей; второй старт в 2013 год – затраты 900 тысяч рублей.

Оборудование

Одна ручная и две промышленные вязальные машины, верложильное и раскройное оборудование и другое вспомогательное оборудование. Планируется закупить еще две промышленные машины и ручное оборудование, чтобы работать с экологичной пряжей, которую машинное не берет. Ручное работает на грани окупаемости, прибыль не приносит, но оно интересное и имиджевое.

Окупаемость проекта

За первые два года окупились и немного заработали, на третий год приобрели свое первое оборудование, которое окупилось уже за 1,5 года.

Персонал

Постоянно обеспечены работой три человека, один сейчас проходит обучение, также сотрудничают с четырьмя мастерами-надомниками.

Самые востребованные категории товаров

Пока не можем выделить абсолютных лидеров, почти одинаково покупают все. Влияет, скорее, сезонность: в холодное время года идут шарфики, шапки, варежки; летом – экосумки, летние вещи.

Количество клиентов

В месяц примерно до 10 юридических лиц, 50-70 физических лиц.

Средний чек

Около 1500 рублей у физических, 10-75 тысяч юридических лиц – большой разброс.

Оборот в год

В 2013 году оборот составил 200 тысяч за полгода, в 2015-м – 1,25 млн рублей, в 2016-м выйдем на 1,5-1,8 млн рублей – это все только по юрлицам. В 2017 году планируем выйти на 2,8 млн рублей. По физическим лицам пока трудно сказать, так как только с лета запустили для них отдельную линейку.

Доходность

Средняя производительность мастерской в месяц – 250 тысяч рублей. Если бы не вкладывались в строительство, то доходность составляла бы примерно 50%. Но с учетом строительства дома-мастерской – 10-15%. Перспективы хорошие, рынок достаточно свободен, мастерская занимает только 3-5% местного рынка. Это не сверхмаржинальный бизнес, но для небольших населенных пунктов это возможность кормить себя, не бояться увольнения и даже развиваться.

Рекламные каналы

Реклама в газетах и интернете не очень хорошо работает, поэтому практикуется участие в мероприятиях, форумах, выставках, создание своих инфоповодов, например, бесплатных мастер-классов, флешмобов. В 2015 году провели первый «День коми варежки» и вместе с местными жителями связали гигантскую варежку без инструментов, одними пальцами. Получилась варежка высотой примерно 165 см и весом 9 кг с символом «шондi», что в переводе с коми языка означает«солнце» – светлый и добрый оберег. Изделие передали в «Музей варежки» в Петербурге.

Карина Ивченко

Карина Ивченко

Обозреватель «Жажды»

Похожие статьи


Вверх
Сделать сайт лучше