Страна ЧИТАНИЯ

История разработки приложения для эффективного обучения детей чтению
  • 13.04.2021

Чтение – важнейший навык, развитие которого требует значительных усилий. Это не понаслышке знают многодетные родители Наталья и Михаил Соснины. Чтобы облегчить задачу обучения чтению, они разработали приложение «Читания», которое помогает в игровой форме формировать у детей данный навык. Увлекательной историей про разработку и особенности приложения «Читания» с «Жаждой» поделилась Наталья Соснина – CEO компании «Узелки».

С чего всё начиналось

Мы разработчики приложения «Читания». Как можно догадаться из названия, приложение про детское чтение. Оно учит читать детей от 3 до 7 лет. Организации дали название «Узелки». Получилось «Узелки. ЧИТАНИЯ. Русскоязычный обучающий детский проект для дошкольников». Сейчас очень популярны англицизмы, и русскоязычные названия редко встречаются среди стартапов. Поэтому мы сразу отличаемся и выделяемся, например, в перечне проектов на питчинг.

Почему «Узелки», даже не знаю. Просто понравилось слово. Оно отсылает к забытому бабушкиному узелку, в котором всё собрано с любовью. С таким узелком можно дойти не только до Тридевятого царства, но и попасть в Тридесятое. Во всём разобраться, кого надо – победить, кого надо – спасти… Узелки завязывают на память. Клетки головного мозга тоже связываются между собой узелками – синапсами. Благодаря им мы помним, думаем, обучаемся. Нам хочется создавать такие приложения, которые бы помогали детям учиться. «Читания» – первый узелок. Идея появлялась постепенно. В нашей семье пятеро детей. Готовить к школе приходилось каждого. На третьем ребёнке я поняла, что в подготовке к школе самое важное – чтение. То есть для успешного старта в школе достаточно научить ребёнка уверенно читать. Остальное, как правило, дети осваивают без труда на занятиях в классе. Но чтение – сложный навык и достаточно рутинный: приходится постоянно возвращаться к буквам, соединять их в слоги, много повторять, чтобы ребёнок запомнил.

Если честно, мне в какой-то момент просто надоело тратить время на рутину, да ещё и раздражаться на ребёнка из-за того, что он забыл, что мы проходили раньше. Ведь далеко не всегда получается заниматься регулярно. Показалось, что хорошо бы рутинные повторения материала ребёнку пройти в игре. При этом я лучше потрачу время на что-то более важное: объяснение, совместное чтение и т.д. Да и ребёнок легче освоит материал в игре, подсознательно. А не когда его пригвоздят к столу букварём или азбукой: «Читай, кому говорю! Надо готовиться к школе!» После таких занятий чтение ребёнок начинает тихо ненавидеть. Конечно, не у всех так. Есть дети, которые учатся читать быстро, никаких проблем с их обучением родители не испытывают. Но в нашем случае трудности были.

Когда младшим исполнилось 4 и 6 лет, я стала искать игровые приложения для обучения чтению. Но в большинстве из них только дергались, кричали и внезапно выскакивали буквы. Мне не нравилось, что они возбуждающе действуют на психику ребёнка. В качестве обучающих программ они были бесполезны. Тогда постепенно мы начали создавать свою игру. В первую очередь – для себя. Поначалу и в мыслях не было, что из этого может получиться приложение для продажи.

Постепенно к нам присоединились наши старшие дети. Они придумали историю, объединяющую игры в связное повествование, нарисовали прототипы экранов, озвучили героев. Старший сын, увлекающийся музыкой, написал несколько композиций к игре. Позднее к нам присоединилась художница Ксения Смирнова из Екатеринбурга. Она перерисовала экраны акварелью, сохранив детские задумки. Поэтому игра приобрела особую ламповую эстетику – это отмечают многие пользователи и психологи, которые смотрели «Читанию». Большая заслуга в этом Ксении, её таланта. Но мне хочется верить, что и детская фантазия тоже вносит свой вклад. Своеобразная горизонтальная передача задуманного в игре – от ребёнка к ребёнку. В то время как в нашем мире распространена вертикальная передача, от взрослого к ребёнку, сверху вниз. Ведь всё в современном мире для детей делается взрослыми.

Получилась сказочная страна с героями и их приключениями. Игра-квест с пятью локациями, по которой путешествуют Саша и Аня, а заодно – играющий ребёнок.

Они помогают мудрому Буквоежке вырастить сад с деревьями, противостоят злому волшебнику, который хочет погубить сад (ребёнку предстоит узнать почему) и вообще пытается превратить Читанию в пустыню. Всей компании надо дойти до Вершины Чтения. Именно туда порыв ветра унёс воздушный шар, на котором они вернутся домой. В среднем, шестилетние дети проходят «Читанию» за 1-2 месяца и учатся читать на приемлемом для школы уровне. Зачастую не замечают того, что учатся, а просто играют.

Источником инвестиций для разработки выступили собственные накопления и заёмные у друзей средства. Копили на дом в Подмосковье, думали о месте для большой семьи, о семейном гнезде. Но решили окунуться в авантюру с бизнесом. И не жалеем нисколько! Даже если проект не полетит, получили от него много чего. Дом – это что-то стабильное, приземлённое, статичное. Это совершенная противоположность тому, как мы живём сейчас. В турбулентности, драйве и полнейшей неопределенности. Многие повертят пальцем у виска. Как можно, имея пятерых детей, так относиться к жизни?! Но мы счастливы вместе заниматься этим делом. Оно вдохновляет и объединяет всю семью, даёт свободу в действиях, поездках, в планировании. Поэтому общения, присутствия в общей жизни, эмпатии друг к другу у нас стало больше. Это то, что многодетной семье особенно необходимо.

Для открытия ООО необходимы были минимальные 10 тысяч рублей на уставной капитал. Параллельно подготовке документов мы оформили еще 2 товарных знака, на «Узелки» и на «Читанию». На «Узелки», чтобы закрепить за собой доменное имя основного сайта. На «Читанию» – чтобы ни у кого не возникло соблазнов копировать имя. В 2018 году на это ушло порядка 130 тысяч рублей (госпошлины за оформление). Поначалу мне казалось, что оформить товарный знак очень сложно – настолько бесструктурно и нелогично подана была информация об оформлении на сайте ведомства, а в интернете на тот момент была куча противоречивых данных. Однако примерно за неделю я разобралась, оформила заявки и подала их в ФИПС самостоятельно. Тогда у нас ещё было время, и хотелось всем заниматься самим.

Учредитель у нас один – мой муж Михаил Соснин. Он же разработчик, идейный вдохновитель, автор музыки и текстов для игры. Если бы не Михаил, «Читании» бы не было. Моя роль в проекте больше организаторская, поддерживающая, продвигающая. Я также придумывала мини-игры и сюжетные повороты игры, развивающие навык чтения, так как у меня был конкретный опыт в обучении/развитии детей вообще и чтению в частности. У Михаила многолетний опыт управления проектами на ведущих позициях, а также в руководстве IТ-отделами. Он выпускник Физтеха. «Читания» – его первый опыт ведения своего бизнеса, наш первый совместный опыт.

Своё приложение мы опубликовали в AppStore в мае 2018 года. Двигались постепенно. Первая версия, можно сказать, mvp, работала только на iPad. Убедившись, что приложение пользуется спросом, в конце 2019 года сделали версию для iPhone. А в конце 2020 года переписали «Читанию» для «Андроид». На «Андроид» сделали подписку: цена на 1 месяц – 490 руб. На iOS цена за всё приложение, вне зависимости от времени использования, – 1990 руб.

Особенности приложения

За основу мы взяли складовую методику, которую применял в своих крестьянских школах и очень хвалил Лев Толстой. Наш гениальный современник, педагог-новатор Н.А. Зайцев сделал её современную адаптацию. Обучение начинается со структурных единиц – складов. Они состоят из 1 или 2 букв: согласной и гласной, например «ба-бу-ш-ка». Ребенок видит, слышит, собирает слова из складов и постепенно запоминает их. Один из принципов этого метода – чтение через письмо. Ребенок много пишет и постепенно начинает читать. При чтении в словах он как бы встречает добрых знакомых. В этой методике удаётся избежать мук слияния букв, а точнее фонем в звуки и далее в слоги. Нет сложных аналитико-синтетических операций, до которых ребенок дорастает только к семилетнему возрасту. Поэтому складовая методика подходит даже для маленьких детей 3-4 лет.

Кроме того, оказалось, что она отлично ложится в цифровую среду так, что каждое написанное ребёнком слово или абракадабра будут озвучены. В «Читании» можно написать не только любое слово или фразу, но и загадывать загадки, играть в словесные игры – всё будет озвучено. Мы заложили в приложение большие внепрограмные возможности. Это значит, что родители могут заниматься с ребёнком не только тем, что запрограммировано, но и придумывать свои задания, игры. Кажется, что за 3 года существования проекта ничего не изменилось – мы всё еще с одним приложением. Но это не так. Мы адаптируем «Читанию» под другие платформы, что даёт приток пользователей. Появилось более глубокое понимание нашего места в экосистеме обучающих приложений для дошкольников. Та самая отстройка от конкурентов. Лучше стали понимать и видеть боли родителей. Несмотря на то, что мы сами родители, кое от чего приходилось избавляться, а кое-что, наоборот, заметить было сложно. То есть за это время проделана большая внутренняя работа.

В нашем проекте работают пять человек: мы с Михаилом, двое unity-программистов и художница. Когда нет масштабных изменений, работу приложения full time поддерживает только Михаил. Он отвечает на вопросы в support, заменяет какие-то части кода для более стабильной работы, делает релизы приложения. В настоящий момент unity-программисты работают part time, а Ксения – в творческом поиске. Но есть уверенность и договоренность, что, если начнём новое приложение, все оперативно вернутся.

У нас есть отличные задумки и наработки для второго и третьего приложений. Но для их разработки нужны инвестиции. Ведь планку в качестве опускать мы не хотим. Магазины приложений и так наводнены низкосортными, примитивными детскими приложениями. Так что нам приходится убеждать родителей и экспертов, педагогов и психологов, что бывают хорошие приложения. Радостно, что появляются действительно хорошие приложения, на которые хочется равняться и о которых мы рассказываем.

Всего за время существования проекта «Читанию» скачали более 8000 пользователей. Число кажется небольшим, но надо учитывать, что приложение никогда не было бесплатным. Трехдневный trial period сделали совсем недавно и пока только на «Андроид».

Что касается сезонности, то ощущаем некоторый спад летом. Вероятно, это связано с сезоном отпусков, поездок. Хотя для работы «Читании» постоянный интернет не нужен – только для проверки подписки. А это значит, что удобно скачать приложение и дать ребёнку заниматься в дороге, в самолёте, на даче, в деревне, на пляже – везде, где вы с ним оказываетесь. Лето перед первым классом – самое время для того, чтобы подтянуть чтение. В «Читании» ребёнок сделает это без вашего участия – с удовольствием и интересом.

Про ошибки и продвижение

Главная ошибка состояла в том, что наш проект ограничен русскоязычной аудиторией, ведь он про обучение чтению на русском. Нам предлагали сделать все то же, что в «Читании» – механику, сюжет и героев, – но только на английском. Но всё не так просто. В английском языке другой принцип – звуковое чтение. Есть много правил и исключений из них, язык очень консервативен. Поэтому скорее мы возьмемся за создание приложения по математике со сложным сюжетом, подобным «Читании», возможно, с теми же героями и потенциалом локализации на разные рынки.

Надо сказать, что ограниченность аудитории приложения – это не совсем ошибка, скорее, совпадение. Ведь мы проект не выбирали, скорее, он выбрал нас. Не было такого, что мы думаем, чем бы заняться, «какое же запилить приложение?». Мы просто увидели тему детского чтения и проблемы, с нею связанные, и загорелись идеей их решить.

Из русскоязычной специфики приложения вытекает проблема с получением инвестиций. Понимаем, что вряд ли инвесторы вложатся в столь ограниченный в масштабировании на другие рынки проект. Ошибкой также было написать приложение под одну платформу (iOS). Позднее нам пришлось переписывать код с помощью другого инструмента (Unity) для того, чтобы сделать версию для «Андроид».

Точнее, ситуация была даже хуже. Сначала «Читания» была сделана только для iPad. Художница проделала колоссальную работу – нарисовала картины с множеством мелких деталей, акварелью под размер экрана iPad. И, когда решили сделать версию для iPhone, ей пришлось полностью перерисовывать экраны под другой размер.

Как ни странно, а может быть, вполне закономерно, наши early adopters были русские люди, проживающие заграницей. До сих пор объем продаж нашего приложения на iOS по всему миру сопоставим с продажами в России. Оказалось, что научить читать по-русски ребёнка из другой языковой среды – большая проблема. И люди буквально хватались за всё, что доступно, распространяли информацию о нас внутри комьюнити. Так на iOS мы постепенно окрыли продажи на весь мир. Открываем мы продажи «Читании» на какую-то страну, только если поступит от кого-то запрос об этом. Просим сразу инициатора оставить отзыв о приложении, так легче продвигаться в AppStore другого региона.

О работе в пандемию и планах на будущее

За два первых коронавирусных месяца продажи возросли в 2,5 раза, но потом вернулись к прежним объемам. Период изоляции был как раз в то время, когда мы переписывали «Читанию» с Х-code на Unity для «Андроид». Нам важно было это делать очно, сидеть в одном помещении, общаться и обсуждать друг с другом. Тем не менее, разошлись на изоляцию без проблем, хотя в итоге потратили больше времени на портирование кода, чем планировали. Но, конечно же, по сравнению с тем, какие трудности испытывали другие бизнесы, наша – и не трудность вовсе.

Что касается планов на будущее, то нам очень хочется создавать приложения! Интересные, захватывающие, комплексные, такие, как «Читания». И решать учебные проблемы детей, чтобы они учились с большим интересом и удовольствием. У нас много идей. Вместе с опытом пришло понимание, что именно из учебных навыков реализовать в приложении, а что не стоит. Ведь есть много чего, что учитель сделает лучше. Но освободить учителя от рутины для решения более важных задач вполне может игровое приложение.

В родительском сообществе сейчас снова начинает звучать мысль о вреде гаджетов и цифровых игр для ребёнка. В картине мира родителей есть разделение: цифровые игры – неполезно, а занятия с педагогом – предпочтительнее. Так как мы сами родители, то понимаем, почему такое разделение. Ведь зачастую игровые приложения для дошкольников, даже развивающие и обучающие, эксплуатируют детскую эмоциональность, действуют возбуждающе. Ребёнок чрезмерно залипает или, наоборот, теряет интерес, так что польза для развития ребёнка сомнительна – нет механизмов для её оценки. Нам кажется, что следующий этап развития индустрии в том, чтобы сделать приложения комплементарными учебному процессу. Но не параллелить его, а забирать из учёбы занудную рутину. Тем самым у всех участников: родителей, учителей, детей появится больше творческой энергии, больше интереса учиться и учить, поддерживать и вместе развиваться!

«Читания» в цифрах и фактах

Год выпуска: 2018.

Начальные вложения: 130 тысяч рублей.

Аудитория приложения: 8000 пользователей.

Размер выручки: более 8 миллионов рублей.

Целевая аудитория: родители дошкольников, которые готовят детей к школе

Сайт: uzelki.com

Сергей Мельников

Сергей Мельников

Обозреватель «Жажды»

Похожие статьи


Вверх
Сделать сайт лучше