Сила голоса

Как вокальные техники превратились в стартап с рентабельностью 40 %
  • 13.10.2016
  • 340
  • 1

Как совместить экономическое образование и любовь к оперной музыке? Петр Сафрошкин смог превратить два главных интереса своей жизни в успешный стартап – тренинговый проект «Голос.Лаб». Историей его становления и развития Петр делится с «Жаждой».

Песни о главном

«Вообще, по образованию я экономист-маркетолог, но последние пять лет – оперный певец», – так часто представляет себя Петр Сафрошкин. Как экономист стал исполнителем в таком трудном жанре? Дело в том, что у Петра уникальный тембр – глубокий низкий бас, поэтому четыре года он профессионально занимался музыкой. А на пятый год его осенило, что многие приемы для работы с голосом, которые применяют профессиональные певцы, можно было бы сделать проще и доступнее, чтобы их могли использовать обычные люди.

Занимаясь музыкой, Петр экспериментировал: совершенствовал уже существующие музыкальные приемы и разрабатывал новые упражнения, которые использовал в работе сам. В итоге получился целый авторский курс по развитию голосового потенциала, но монетизировать его Петр Сафрошкин не собирался.

Петр Сафрошкин: «К созданию «Голос.Лаб» я пришел не сразу. Изначально проект родился как ступень для собственного развития. Со студенческих лет я проводил мастер-классы, выступал на разных форумах, позже меня пригласили в международную компанию как певца – тренером по работе с голосом. На некоторых тренингах я вел модуль по развитию голоса, но тогда я еще ничего не придумывал. А тут я начал разрабатывать свои методы и планировал проводить на их базе тренинги для друзей и коллег. А потом мне пришло в голову: есть ведь люди, которым нужно развивать голос для публичных выступлений или переговоров, те, кто работает на радио или телевидении! Так появилась эта бизнес-идея – курсы на основе самых эффективных творческих методик, упрощенных для повседневного применения».
1-aya

Первые трудности и случайные решения

Петр признается: когда он только начинал заниматься проектом «Голос.Лаб», то вообще не анализировал рынок.

Петр Сафрошкин: «Я понимаю, что по правилам положено изучать рынок, но я так не делал. У меня было просто четкое понимание, чего я хочу и зачем. Поэтому желания анализировать нишу не было, зато была потребность реализоваться в этом проекте».

Позже Петр убедился в правильности своего решения. Он пришел к выводу, что ниша, которую он выбрал, практически свободна. На рынке присутствовала лишь пара игроков, обучающих в формате вебинаров, дистанционно. Также было много компаний, предлагавших тренинги по работе с голосом, но только в довесок к курсам ораторского мастерства. А компаний, которые бы предлагали профессиональное развитие голоса как самостоятельный тренинговый продукт, не было.

В этом и заключалась главная сложность для Петра Сафрошкина. С одной стороны, его «Голос.Лаб» был новинкой, но с другой, как позиционировать свой проект, Петр не знал. То, что его тренинги были самостоятельным курсом, а не бонусом к существующим занятиям, Сафрошкину не помогало, так как было неясно, какова целевая аудитория проекта и кому он необходим.

Решение пришло случайно. Петр обратился на факультет журналистики МГУ с предложением сделать совместный проект – лабораторию-мастерскую по обучению будущих теле- и радиожурналистов правильной работе с голосом. Его идею поддержали, и ее реализацию Петр Сафрошкин называет первоначальным позиционированием своего стартапа. Он решил, что его проект будет ориентирован на журналистов и ведущих.

Путь развития

Первыми клиентами Петра Сафрошкина стали несколько крупных региональных медиа-форумов и ГТРК, но, тем не менее, денежных средств на развитие бизнеса он практически не тратил. Как рассказывает сам Петр, он не очень хорошо представлял, насколько его проект будет востребован и как долго продержится интерес к нему. Потому одной из ключевых статей затрат стал дизайн – выбор фирменного стиля обошелся Петру в 10-15 тысяч рублей. Программы для тренингов же он составлял сам, так что в этом плане никаких трат не было. Еще Петр выделяет расходы на рекламно-полиграфический материал: баннеры, афиши, буклеты, распечатанные презентации для показа клиентам. Их совокупная стоимость составила 30 тысяч рублей.

Еще одна статья расходов появилась, когда Петр Сафрошкин начал проводить открытые тренинги в Москве, – аренда помещения. Но это, по словам Петра, тоже сумма небольшая, буквально несколько тысяч рублей за тренинг продолжительностью в пару часов. Несмотря на узкую направленность тренингов, аудитория собиралась большая, поэтому затраты окупались. Если в первые месяцы Петр проводил два тренинга для 30 человек, то к концу года за его плечами было больше 30 тренингов с 800 участниками.

Петр Сафрошкин: «Узкая направленность и стала главным плюсом для моего проекта, я в этом не раз убеждался. У меня часто был соблазн сказать: «Голос.Лаб» – для всех, давайте учить даже специалистов call-центров, но тут не было такой востребованности, как в том сегменте, который я выбрал для себя изначально».
Угадаешь мелодию

Лабораторная работа

Проекту «Голос.Лаб» не так давно исполнился год, и он динамично развивается и по портфелю заказов, и по числу клиентов, и по охвату регионов. Основной структурой «Голос.Лаб» остается мастерская на журфаке МГУ – она функционирует круглогодично, занятия проходят каждую неделю. Помимо работы в мастерской, Петр сейчас развивает формат открытых тренингов, принять участие в которых могут все желающие, а еще организует корпоративные тренинги для медиакомпаний, среди которых – «Газпром Медиа».

Петр Сафрошкин: «Моя главная фишка в том, что я знаю почти все вопросы работы с голосом с разных сторон не понаслышке. Я знаю все сложности и тонкости как певец; знаю, что необходимо для любого ведущего, потому что сам работаю как диктор; знаю о проблемах, возникающих при публичных выступлениях, потому что сам регулярно выступаю спикером. Личный опыт и есть секрет моего успеха, потому что все сложные и непонятные для обывателя упражнения по работе с голосом я могу весьма просто, с долей юмора, ярко и образно донести. Более того, я понимаю механизмы образовательного процесса – как строить тренинг, как объяснить материал так, чтобы он легко усвоился. Думаю, это – самое главное».

Узелки на память

Петр Сафрошкин делится советами с начинающими бизнесменами, которые только собираются развивать оригинальный стартап:

1. Поверить в собственное чутье.

Если вы чувствуете, что тема, которую вы хотите развить, станет успешной, все сложится. Конечно, стоит изучить реальные факты о сегменте, в котором вы хотите работать, его востребованность, статистику, но все равно доверяйте чутью. Отсюда вытекает и второе правило Петра Сафрошкина.

2. Меньше анализировать, больше делать.

На старте всегда возникает желание как можно дольше сидеть на месте, чтобы потом лучше выстрелить, считает Петр. Лучше же начать действовать, пока сектор рынка свободен.

3. Не зацикливаться на процессе.

Качество, несомненно, важно, но часто, начиная нечто новое, так влюбляешься в процесс, что забываешь о цели. Велик риск заняться ненужными активностями. Не стоит слишком уходить в процесс, советует Петр, помните о цели. Если вы хотите наработать базу клиентов в 800 человек, займитесь работой с общественностью, а не перечитывайте в тысячный раз материалы для тренинга.

4. Быть наглым.

Как шутит Петр, один из самых масштабных его мастер-классов – сотрудничество с всероссийским образовательным форумом «Территория смыслов» – началось с наглости. Петр написал организаторам форума письмо, где рассказал о своем проекте и предположил, что он подошел бы для смены молодых журналистов. Ему ответили, что это будет интересно, и так, год назад, Петр провел большой мастер-класс для аудитории в 150 человек. Это событие дало ему задел на целый год – люди не раз обращались к Петру со словами: «Мы слушали вас на форуме…», «Участники форума рассказали нам о вас…». А в этом году Петр Сафрошкин провел новый мастер-класс для «Территории смыслов».

Лаборатория в фактах и цифрах

Количество офисов

Ни одного. Нужен ноутбук и мозги, говорит Петр Сафрошкин. А помещение для тренингов можно арендовать.

Уникальные предложения

Петр Сафрошкин называет уникальным сам подход – никто до сих пор не задумывался, что можно использовать вокальные методики в повседневной жизни, адаптировать их и представить людям из сфер, не связанных с музыкой. Более того, Петр занимается индивидуальным коучингом – работает с клиентом один на один и программу во многом создает специально для него, в зависимости от его потребностей и специфических особенностей голоса. Вебинаров Сафрошкин принципиально не проводит, так как для него важно личное присутствие, личный контроль правильности выполнения заданий учеником и обратная связь.

Стартовый капитал

30 тысяч рублей, но это, по мнению Петра, не самое главное. Главным были знание предмета, готовность экспериментировать и социальные связи.

Ежемесячная прибыль

Сумма осталась коммерческой тайной.

Ежемесячные расходы

Свой проект Петр называет почти безрасходным: «Зарплата помощнику, а еще расходы на интернет, телефонную связь, периодически – на рекламу и полиграфию. Ну и налоги платить важно, конечно же».

Персонал

Всего один администратор, который помогает работать с участниками тренингов и готовить материалы для них.

Продвижение

Клиентов Петр Сафрошкин искал самостоятельно, поэтому затрат не рекламу не было. Собственный сайт у «Голос.Лаб» тоже до сих пор не появился, говорит Петр, потому что хорошо работает механизм сарафанного радио. Довольные клиенты рекомендуют «Голос.Лаб» другим – и это главный канал привлечения новой аудитории. На массового пользователя Петр не ориентируется, поэтому почти не вкладывается в рекламу. Другой важный источник привлечения клиентов – это общественная работа, участие в форумах, которое многое дает в имиджевом плане.

Целевая аудитория

Делится на несколько типов. Первый – журналисты, второй – люди более широкого круга деятельности, но не менее заинтересованные в работе с голосом, например спикеры или преподаватели.

Количество клиентов

Стабильно 15 человек на открытых тренингах, 2-3 корпоративных клиента, плюс работа на крупных форумах вроде «Территории смыслов».

Режим работы

График свободный, что во многом и мотивирует предпринимателя. «Я стараюсь полностью загрузить 8 тренинговых дней, – говорит Петр. – Плюс частые разъезды, потому что я часто выступаю на региональных мероприятиях».

Рентабельность

40%.

Конкуренция

Главные конкуренты – это крупные тренинговые компании, но ни одна не предлагает работу с голосом как самостоятельный курс.

Сезонность

Тренинги пользуются популярностью весь год, единственный период, когда поток слушателей становится чуть ниже, – лето, но Петр Сафрошкин считает это нормальным, ведь в пору отпусков людям не до учебы.

Данара Курманова

Данара Курманова

Обозреватель «Жажды»

  • guest

    Интересно

    0

Похожие статьи



Вверх
Сделать сайт лучше