Проекция будущего

История основания и развития бизнеса по производству интерактивного оборудования с годовым оборотом 75 миллионов рублей
  • 16.11.2020

Компания HighProject была основана 25 декабря 2015 года двумя партнерами Егоровым Иваном и Зубаревым Егором. Идея пришла Егорову Ивану после посещения в США музея, в котором у каждого экспоната были интерактивные и проекционные инсталляции, которые привлекали большое количество взрослых и детей. Иван вспоминает, что просто стоял в стороне и наблюдал за эмоциями людей и за процессом изучения и восприятия информации об экспонатах. Люди были в восторге от такого посещения музея. Вернувшись в Россию, Иван решил начать бизнес, связанный с интерактивным, проекционным и голографическим оборудованием. На тот момент эта сфера была не развита в России, поэтому выход на этот рынок казался перспективным. Об особенностях функционирования этого высокотехнологичного бизнеса Иван откровенно рассказал «Жажде».

Начало пути

Можно считать, что в 2016 год учредители вошли воодушевленные новым проектом. Первоначальные инвестиции составили порядка 500 000 рублей собственных средств, которые были потрачены не самым грамотным образом из-за нехватки опыта на тот момент. Сейчас данные средства Иван потратил бы по-другому, сделав упор на маркетинговую составляющую и скорейшую организацию собственного производства в самом начале пути.

Название придумывалось таким образом, чтобы оно содержало в себе смысловую составляющую бизнеса. High – высококачественный, лучший, высший, а Project – проект. То есть Иван постарался заложить смысл того, что компания реализовывает проекты качественно и в срок. При этом важно, чтобы бренд можно было масштабировать на зарубежные рынки. Также чтобы разные направления бизнеса объединить под единую концепцию бренда: HighSoft (разработка программного обеспечения), HighRent (аренда интерактивного оборудования), HighBooth (разработка и продажа фото интерактива) и так далее.

Иван приводит примерные цифры, так как точно уже сложно вспомнить детальные расходы. Деньги требовались на открытие юридического лица – 20 000 руб. Аренда офиса – 30 000 руб./мес. Обустройство офиса, покупка периферийного оборудования, закупка демонстрационного интерактивного оборудования – 250 000 руб., фонд зарплаты на несколько месяцев – 70 000 руб. Разработка сайта и организация рекламных кампаний – 100 000 руб.

Для Ивана Егорова это был не первый опыт в бизнесе. Но то, что из него получилось в результате, никак нельзя сравнить с предыдущим опытом. В школе реализовывал CD-диски с играми – скупал их у одноклассников, а потом перепродавал на рынке. Схема продержалась недолго, так как «конкуренты» быстро узнали об этом, и массово все понесли диски на рынок продавать. Тем не менее, карманных денег хватало на «сникерсы» и жвачку.

Иван Егоров: «В старших классах устраивал чемпионаты по FIFA, это компьютерный симулятор футбола. Было 5 лиг в онлайне. Участники на чемпионаты скидывались деньгами и боролись за призовой фонд, а я как организатор зарабатывал с этого. У нас в лиге даже были комментаторы матчей. Если бы тогда киберспорт был развит, как сейчас, то бизнес я бы построил именно в этой сфере.

Потом в студенчестве нашел американских ребят, занимающихся нанесением невероятных принтов на футболки, которые долго не смывались. Тогда это была проблема – все принты после 3-5 стирок теряли насыщенность и яркость. Поэтому я закупил у них партию футболок, а потом распродал в университете, друзьям, друзьям друзей и так далее. Потом закупил еще бОльшую партию, также распродал все через группу в «ВК» и оставил эту идею. Душа всегда лежала именно к технологичным направлениям, поэтому, когда впервые увидел, как могут интерактивные технологии улучшать жизнь людей, понял, что это мое».

Как развивалась компания

Начав свою работу с перепродажи оборудования, Иван понял, что нужно как можно быстрее отходить от такого варианта работы и как можно скорее производить самим и не зависеть от других. Так как были ситуации, когда на первоначальных этапах приходилось краснеть перед клиентами, пытаясь оправдываться из-за срыва сроков или сомнительного качества товара. К середине 2016 года Иван и партнер решили вложить средства в организацию своего производства интерактивных столов и киосков, сенсорных панелей, интерактивных полов и т.д.

Вкратце можно сказать, что первый год работы был самым трудным: множество сложностей с поставщиками, подводные камни и специфика производства интерактивного оборудования, постоянный поиск клиентов и тестирование рекламных каналов, работа по 18 часов в сутки. Но, тем не менее, Иван и Егор смогли выйти на выручку в 15 миллионов рублей.

В 2019 году выручка суммарно по всем компаниям составила 75 млн рублей. Иван реализовывал множество проектов с такими клиентами, как Philips, IKEA, Ashan, «Газпром», «Сбербанк», «Эрмитаж», «Ростелеком», «ПМЭФ», «РЖД», «Окей», «Лента», «Русский музей», British American Tobacco, Philip Morris, X5 retail group, Mitsubishi Electric и многими другими. Большинство клиентов выражает благодарность за проделанную работу и за развитие направления интерактивных технологий в бизнесе.

Особенности бизнеса

На данный момент основными направлениями работы компании являются разработка, производство и продажа интерактивного и проекционного оборудования:

  • Интерактивные столы, панели, киоски и полы.
  • Оборудование для event-рынка: селфи-зеркало, фотобудка, SelfAR (фото со звездами в дополненной реальности), караоке-будка, буллет-тайм, видеоспиннер.
  • Гобо-проекторы для проекции на фасады зданий.
  • 3D AR mapping.
  • Разработка программного обеспечения для виртуальной и смешанной реальности.
  • Аренда интерактивного оборудования.

Самое уникальное направление для Ивана и для рынка в целом – это смешанная реальность в очках Hololens. Последний реализованный проект был сделан для компании Philips и представлен в декабре 2019 года на выставке «Здоровая Москва».

Иван совместно с представителями Philips разработал концепцию, при помощи которой пользователи в очках могли видеть уменьшенную 3D-модель будущей операционной с расставленным медицинским оборудованием – УЗИ, ангиограф, стол, стулья, светильники, мониторы и т.д.

Основное преимущество состоит в том, что группа из пяти человек, надев очки, не исчезает из пространства, как в виртуальной реальности, а продолжает оставаться в своей «реальности», видеть друг друга, при этом взаимодействуя жестами с голограммами. После расстановки медицинского оборудования в миниатюре все пять человек могли оказаться в реальной модели операционной 1:1, перемещаться по ней, взаимодействовать с 3D-моделями медицинского оборудования и, тем самым, убедиться в правильности расстановки и эргономичности операционной.

Например, по центру комнаты стоит ангиограф, при нажатии на голограмму гости могли запускать демонстрацию его работы – вращение С дуги, подъем стол, регулировка положений мониторов. Если менеджер Philips и клиент понимают, что медицинскому персоналу неудобно работать с таким расположением оборудования, то при помощи жеста можно просто передвинуть его и в результате визуально спроектировать идеальную операционную, после чего в очках зафиксировать расположение и отправить конфигурацию сразу в проект будущей больницы.

Данная идея изменила подход к разработке проектов медицинских учреждений, так как раньше в основном использовали виртуальную реальность с виртуальным гидом, которая не производила «вау-эффект» и, зачастую, не являлась достоверной.

Таким образом, Иван и Philips внедрили передовую технологию в данную сферу бизнеса. Этот проект был высоко оценен руководством Philips в Эйдховене, а на выставке стенд Philips получил награду за самый технологичный выставочный стенд.

Хотелось бы пару слов сказать еще об одной новинке на рынке интерактивных решений, в данном случае на рынке фотоинтерактива. Иван Егоров с командой программистов разработал программное обеспечение SelfAR. Данное программное обеспечение позволяет гостям мероприятия в дополненной реальности фотографироваться со знаменитостями, артистами, спортсменами, историческими личностями и т.д.

Иван уделил большое внимание технологии DeepFake, и в результате гости теперь могут фотографироваться с Джейсоном Стейтемом, Криштиано Роналду, Билли Айлиш и т.д. Данное решение уже использует компания GLO – гости точек продаж могут сфотографироваться с Александром Петровым. Также в Театре комедии имени Акимова в Петербурге гости могут сделать памятные фото с Евгением Стычкиным, а также с пятью разными труппами самых популярных спектаклей. Данный фотоинтерактив притягивает к себе людей как магнит, так на премьерном показе спектакля «Фигаро» с Евгением Стычкиным у фотокиоска собиралась очередь по 30 человек. Сейчас ведутся переговоры с ведущими артистами эстрады, футбольными клубами и передовыми музеями России.

Сейчас на производстве работают 10 человек, в офисе и на удаленке работают 11 человек. Это команда, которая показала себя не за один год как высококомпетентные, организованные, слаженные специалисты. Основа построения команды заключается в том, что внутри компании каждый сотрудник является как бы индивидуальным предпринимателем – он понимает свою зону ответственности, стремится выполнять задачи самостоятельно; если возникает спорный вопрос, то каждый сотрудник предлагает несколько вариантов решения, которые потом согласовываются с руководством.

Команда HighProject как семья. В жизни у каждого сотрудника возникают сложные моменты, и Иван с Егором всегда помогают решить эти вопросы. У всех сотрудников более чем достойная зарплата, хорошие квартальные бонусы. Особое внимание уделяется подаркам на дни рождения и праздники, чтобы в компании царила позитивная атмосфера. Каждый сотрудник знает, что всегда можно подойти к одному из учредителей, который внимательно выслушает, посоветует и даст рекомендации. И общая задача развития компании лежит на плечах сотрудников, которые прекрасно с ней справляются.

Иван Егоров: «Работаем мы круглый год, и в четвертом квартале спрос достигает пика. Нам удалось избежать сезонности за счет того, что, например, в начале года мы больше продаем оборудование для фотоинтерактива, а во втором квартале активно подключаются бюджетники. Круглый год у нас идут проекты по разработке ПО, 4 квартал самый активный. Поэтому как таковой сезонности у нас нет».

Об ошибках, продвижении и целевой аудитории

На начальных этапах развития бизнеса было сложно понимать, что Иван и Егор допускают ошибки. Только спустя время после анализа бизнеса можно понять, где были допущены ошибки. Тем не менее, все проблемы всегда решались, находились решения для урегулирования спорных ситуаций, в результате чего клиент всегда был доволен сотрудничеством с компанией. Основное упущение, которое партнеры допустили, заключается в том, что не стали работать сразу на всю Россию и СНГ.

Иван Егоров: «На данный момент мы испытываем сложности, как и многие предприниматели в России, – нестабильная экономическая ситуация в стране и мире. Предполагаем, что в данном пункте не нужно детализировать, все и так всё понимают».

Продвижение бизнеса осуществлялось следующим образом. Вначале просто собиралась база и обзванивались потенциальные клиенты – особых результатов это не принесло. Потом пробовали организовывать рекламу в Интернете и получили первые проекты, это были «Русский музей», поставка сенсорных панелей для аптечных роботов в сеть аптек, проекции на здания строительной компании «Л1». После реализации этих проектов бизнес устойчиво встал на рельсы активного развития. Сейчас имеется несколько каналов продвижения, и постоянно тестируются новые – что-то меняется и добавляется.

Целевая аудитория очень разная: это и B2B и B2C, это крупные и малые коммерческие структуры, государственные и образовательные учреждения, банки и промышленники, музеи и библиотеки, ивент-агентства, а также предприниматели, которые хотят открыть свой бизнес, связанный с арендой фотоинтерактива в своем городе.

О конкуренции, карантине и планах на будущее

Ситуация в этом году не самая благоприятная для увеличения процента роста компании, но предприниматели сохранили рабочие места и, конечно, просели по выручке. За счет кризисного времени был разработан проект для проведения виртуальных выставок, который вмещает в себя неограниченное количество пользователей. Фактически это такая же выставка, к которой все привыкли, – со стендами, экспонатами, светодиодными экранами, консультантами и переговорными, но только все это в виртуальном пространстве.

Иван Егоров: «Конкуренция есть, с каждым годом она растет, но каждый игрок в этой нише занял свое место, поэтому мы сильно не конкурируем. Фактически рынок довольно узкий и все друг друга знают и адекватно общаются между собой».

В планах на будущее – выход на североамериканский рынок, разработка готовых коробочных продуктов для фотоинтерактива и смешанной реальности. Иван считает, сейчас время программных разработок, у компании есть очень амбициозные проекты, но о них учредители расскажут общественности чуть позже.

HighProject в цифрах и фактах

Год основания: 2016.

Начальные вложения: 500 000 рублей.

Ежемесячные расходы на содержание: в среднем 1,3 млн рублей.

Количество заказчиков: в среднем 300 в месяц.

Средний чек: 250 000 рублей.

Годовая выручка: 75 млн рублей.

Сайт: highproject.ru

Сергей Мельников

Сергей Мельников

Обозреватель «Жажды»

Вверх
Сделать сайт лучше