Интерфейсы для людей
История основания, развития и особенности функционирования компании Humane Interface- 25.11.2021
Сергей Ульященков работает в индустрии цифровых технологий, маркетинга и менеджмента уже более двадцати лет. Еще в 2001 году он стал активно внедрять методики дистанционной работы с клиентами как независимый специалист по разработке сайтов. Несмотря на ограниченные возможности того времени, это позволяло минимизировать встречи и работать с клиентами не только из Москвы. В 2015 году он вместе с женой Светланой основал компанию Humane Interface, которая осуществляет взаимодействие с клиентами исключительно онлайн.
Рождение компании
Основание данного бизнеса было логическим продолжением многих лет работы в сфере цифровых технологий. Настало время создать что-то по-настоящему свое. Название было выбрано не случайно – его позаимствовали из книги Джефа Раскина «Humane Interface. New Directions for Designing Interactive Systems». С небольшим изменением оно превратилось в игру слов, заключающую в себе методологию компании: «интерфейс для человека», «сделанный по-человечески», «интуитивный и понятный», «сложный внутри и простой снаружи».
То есть идея компании – создавать удобные и полезные цифровые продукты, приносящие радость пользователю и выгоду клиенту. Цель – привнести не только свою экспертизу в цифровых технологиях для клиентов, но и глубинные смыслы цифровых инструментов как метода упрощения и улучшения жизни людей. Слоган «Красиво, понятно, удобно» еще больше раскрывал идею совмещения творчества, технологий и бизнес-процессов в единый продукт для клиентов.
Бизнес был открыт полностью на собственные средства. Сложно вспомнить, сколько именно потратили на создание компании, так как, помимо денег и привлечения специалистов, многое создавалось своими руками. Но мы шутим, что она обошлась нам всего в 60 000 рублей – сумму, потребовавшуюся на открытие ООО и оплату услуг консалтинговой фирмы.
Humane Interface – полностью цифровой бизнес, с упором на онлайн-взаимодействие. Одна из отличительных черт компании – работа с распределенными командами. Использовались как старые личные контакты среди IT-специалистов, так и привлечение фрилансеров. Сергей Ульященков разработал систему, как можно быстро собрать команду в онлайн, осуществлять первые платежи разработчикам, контролировать процесс, а также выявлять качество и ответственность специалиста в процессе переговоров, до старта, без излишних опросов, собеседований и других традиционных методик. Это позволило ускорить процесс набора команды, а клиентам предоставлять сервис как услугу с выделенной командой под проект.
История основателя Humane Interface
В детстве Сергей Ульященков часто ездил на работу отца, который работал в IT- сфере еще с советских времен. Так, цифровые технологии стали частью его жизни. С самого начала молодого человека интересовали возможности упрощения взаимодействия человека с «машиной» – компьютером. Поэтому, развивая идеи Джефа Раскина, он в начале 2000-х стал внедрять в первых коммерческих проектах методологию интуитивного интерфейса, основанного на подсознательной работе мозга и моторике.
А близость искусства (первое образование Сергея музыкальное, виолончелист, органист, контрабасист, артист оркестра) и дизайна (много лет Сергей также работал как дизайнер и арт-директор, занимаясь дизайном рекламы и дизайном цифровых интерфейсов) заставило искать способы создания унифицированного программного продукта. Красивого, интуитивного и одновременно несущего практическую пользу.
Надо сказать, что в начале 2000-х программное обеспечение и сайты не отличались красотой, и удобством. Это оправдывалось несовершенством технологий, но на самом деле было скорее инерцией сознания. Ошибкой, которую удалось изменить Стиву Джобсу, создавшему первые по-настоящему красивые и интуитивные цифровые продукты и интерфейсы.
Сергей Ульященков стал одним из разработчиков первой волны, создавшим собственное приложение, для только что вышедшего iPhone. Это был проект Obscura – фоторедактор для «айфона» с реалистичными фильтрами, повторяющими разную манеру фотографии, типы пленки, возможности для рисования и имитацию рисунка за счет программных фильтров. В приложении даже было реализовано создание псевдо-комиксов. Проект Obscura был также интересен тем, что в нем был создан плоский интерфейс, визуально повторяющий тенденцию, которая увидела свет только через несколько лет. Для мобильных приложений тех времен это было довольно новаторским подходом.
Первый бизнес Сергей начал в 2003-м, став партнером веб-студии NLG Plus. Эта компания позволила на новом уровне внедрять идеи интуитивных интерфейсов для сайтов. В 2005-м Сергей создал концепцию смарт-среды с децентрализованным подходом к хранению данных. Увы, из-за недостатка технологических возможностей тех времен проект откладывался несколько лет. В том числе из-за неразвитости искусственного интеллекта как общедоступного сервиса. И лишь сейчас проект приближается к реализации для широкой публики под брендом HomeCloud.
Параллельно с собственным бизнесом и проектами Сергей сотрудничает с компаниями и стартапами. В том числе развивает методики поиска информации в интернете как руководитель отдела поиска цифровых корпусов в ABBYY, занимается цифровой трансформацией сферы личной охраны вместе с Armada Security, модернизирует медицинскую систему немецкой компании Ashvins, помогает создать интуитивные интерфейсы для сервисов iMind, Karaoke.ru, iRealtor, клиентов «Корпорации РБС» и работает с другими компаниями.
На протяжении всей своей карьеры Сергей совмещает и развивает экспертизу в дизайне интерфейсов, визуальных коммуникациях и маркетинге, менеджменте, конвертируя все это в цифровую среду.
Особенности работы компании
Развитие компании Humane Interface происходило органически и постепенно. Временами приходилось учиться на ошибках и внедрять новые подходы. А в другие моменты подстраиваться под постоянные изменения среды. IT-сфера очень подвижная и пластичная. В течение года может произойти не одно фундаментальное изменение со стороны технологий, постоянно появляются новые методологии.
Как результат – приходится постоянно адаптироваться и под изменившиеся паттерны поведения аудитории. Люди могут перестать реагировать на старые предложения из-за «моды» на новые технологии. Приходится адаптироваться под аудиторию, создавать новые маркетинговые материалы, дополнять или вовсе менять старые. На фоне всего этого происходит адаптация под технологические решения. Вчера ты разрабатываешь мобильное приложения на Objective-C, а сегодня – уже на SWIFT.
Сначала клиенту нельзя произносить фразу «мы внедрим искусственный интеллект» – он просто убежит, нарисовав себе многомиллиардный бюджет в голове. Поэтому становится ключевым предложение интеграции чат-ботов именно с ИИ. Без подобных решений можно «застрять» в узкой нише «обычного разработчика сайтов».
Компания Humane Interface сфокусирована на заказной разработке в B2B сегменте. Мы являемся разработчиками и интеграторами IT-решений для бизнеса. Спектр услуг довольно широкий:
- сайты;
- мобильные приложения;
- интеграция чат-ботов;
- создание проектов на базе AR или VR-технологий;
- разработка серверных систем (ПО) для сайтов, приложений или экосистем;
- создание программных продуктов для «умного дома» и IoT;
- интеграция предложений компании в голосовой помощник;
- работа с нейронными сетями в рамках проектов и стартапов;
- рекламные технологии: интеграция сквозной аналитики, разработка лендинга, создание ПО для интерактивных стендов;
- процессинг: интеграция сервиса онлайн-оплаты на сайт или в мобильное приложение;
- интеграция социальных сетей;
- экосистемные решения, включая агрегаторы, SaaS-сервисы (разработка на заказ);
- автоматизация бизнес-процессов (например, интеграция CRM, настройка складского ПО);
- разработка ПО и интерфейсов для нестандартных и промышленных устройств, включая работающие на базе ZeroUI, осуществляющие захват и анализ мимики, движений, голосовых команд и других активностей пользователя.
Возможностей довольно много, но по-настоящему уникальным можно назвать комплексный подход за гранью IT. Проект не рассматривается только со стороны информационных технологий. Маркетинг, менеджмент, визуальные коммуникации (дизайн), психология и многие другие аспекты всегда обязательны для анализа перед работой над проектом. Это позволяет увидеть общую картину, а не смотреть с ограниченного угла IT-специалистов. Именно это помогает решить две распространенные проблемы:
- создание технически качественного цифрового решения, но неоптимального (или вовсе непригодного) именно для ваших бизнес-процессов;
- детальная проработка бизнес-процессов в отрыве от экспертизы в IT. Как результат – получение плохо или неправильно работающего программного продукта.
Компания ставит цель решить эти проблемы и предоставить клиенту по-настоящему полезный цифровой продукт или программный комплекс. Без шаблонов и «стандартных» решений. В результате клиент получает:
- полезную технологию, которая приносит конкретные измеримые ценности бизнесу;
- новые возможности экосистем, когда сайт связан с единой системой управления. Но это не просто CRM для сайта, а комплексный продукт, связанный с кассовым ПО, бухгалтерскими системами, мобильным приложением, лендингами. Это позволяет одновременно контролировать процессы лучше и собирать более точную статистику не только в продажах и маркетинге, но и в рамках работы внутренних процессов компании;
- минимизацию человеческого фактора за счет правильного сочетания цифровых технологий и внедрения новых возможностей автоматизации. В результате получается заменять рутинные процессы, осуществлять мягкий, но точный контроль работы сотрудников, предугадывать и вовремя предотвращать риски;
- отличие от конкурентов на уровне технологий – не все знают, что выиграть в конкурентной борьбе можно не только за счет маркетинга и самой услуги/продукта. Методология внедрения цифровых технологий поможет обрести уникальную цифровую экосистему, созданную только для вашей компании и дающую новые возможности обогнать конкурентов;
- дистанционные методы работы, которые уже стали необходимостью в пандемию. Но онлайн-взаимодействие необходимо не только для социальной дистанции. Оно позволяет ускорить бизнес-процессы, упростить контроль, добавить комфорт и клиенту, и сотруднику, внедрить новые, недоступные без дистанционного подхода, методики работы.
Компания Humane Interface одна из немногих, кто предлагает гарантированное решение проблемы клиента – это проектирование и прототип. Даже если у клиента нет ТЗ, четких вводных данных, а только пожелания на пару листов. Специалисты компании не смогут рассчитать проект по таким данным, но способны его сформулировать!
Всё начинается с интервью и сбора данных. На их основе можно спрогнозировать время и стоимость создания технического задания и прототипа. Если проект сложный, к этому прибавляется дорожная карта (с горизонтом до одного года). Эту часть можно оценить, и минимизировать риски по времени работ. После оплаты клиент получает:
- прототип будущего проекта на основе анализа его конкретного бизнеса;
- техническую документацию, которую можно использовать для работы с IT-специалистами;
- план работ с разделением на 2-3-месячные вехи (каждая веха подразумевает публикацию версии проекта);
- смету и точный бюджет будущей программной реализации проекта (с указанием занятых специалистов).
Такое проектирование в среднем обходится в 300-500 тысяч рублей. Хотя и тут могут быть погрешности – всё снова зависит от конкретного проекта, бизнеса клиента, пожеланий и целей.
В начале своей деятельности компания делала упор на круглосуточную доступность для клиентов. Но довольно быстро пришло осознание, что это не целесообразно. Специалисты начинали выгорать, ведь режим работы создавал ощущение круглосуточной загрузки. Огромное время начинали занимать переговоры, вопросы, размывалось личное и рабочее. Стартапы часто гордятся тем, что работают в выходные и праздники. Но это приводит только к иллюзии работы, так как эффективность не соответствует занятому времени.
Тут есть ложка дегтя в виде индивидуальности наших услуг и удаленной работы. Я часто для себя эти рамки сдвигаю, ведь партнеры могут находиться в другом часовом поясе. То же и с разработчиками. Но в этом случае работает золотое правило: всегда ставить временные рамки доступности на проекте и не нарушать их. Даже если все в разных часовых поясах, это позволяет создать здоровую экосистему. Где каждая распределенная команда работает в своем комфортном времени, и никто не работает как «круглосуточный стартап».
Команда на проект в среднем состоит из 10 специалистов, минимум – трех. Компания использует собственные методологии по работе с распределенными командами. Это позволяет оперативно «собирать» команду под конкретный проект и запускать его в работу. Поэтому общее число занятых специалистов варьируется в зависимости от количества проектов в конкретный момент времени. Обычно это не более 50 человек на разных проектах. Хотя запас прочности позволяет привлечь до 100 специалистов дистанционно.
Про ошибки и трудности
В начале работы компании не хватало клиентов из-за того, что был не сформирован их поток. Не было управления рисками на случай кассовых разрывов из-за нерегулярности заказов. Это не проблема, так как с подобным сталкиваются многие в начале пути. А вот что оказалось неожиданностью – это то, что данная проблема оказалась завуалирована за изобилием личных связей.
Многие первые клиенты Human Interface приходили из личных контактов Сергея Ульященкова. Или от них же приходили по «сарафанному радио». Казалось, что всё хорошо, и даже лучше, чем у других: контактов масса, заинтересованность в услугах на высоте. К сожалению, было большой ошибкой отдаться на откуп ощущениям и не провести аудит реальных процессов. Это непросто, когда в компании еще не всё организовано, нет стопроцентного контроля продаж.
В результате несколько раз происходили кассовые разрывы «на ровном месте». Когда одновременно кто-то отказывался от проекта, кто-то пролонгировал начало работ, кто-то задерживал оплату, а тот самый клиент, который на 200% собирался заказать (и должен был страховать ситуацию), неожиданно переставал выходить на связь по личным причинам. Хаос в начале пути компании – это нормально. Но нужно обращать огромное внимание на модель, контроль продаж и точную статистику по ним. Даже больше, чем на другие аспекты и хозяйственную деятельность (по крайней мере в сфере заказной IT-разработки). К сожалению, несколько срывов и финансовых «дыр» в начале работы компании оказались связаны именно с меньшим, чем нужно, вниманием к продажам. На фоне большего спроса и изобилия знакомств.
Цена эмоциональных ошибок была очень высока, но не в негативном смысле. Наоборот – она бесценна, так как дала возможность на себе испытать и переосмыслить подходы к собственным эмоциям в бизнесе. Переживания рисков со своим проектом бесценны, хоть и жестоки. Этого нельзя прочитать в книгах, этому нельзя научиться на тренингах. Можно только почувствовать, пропустить через себя и стать более расчетливым и уравновешенным. Сергей искренне советует начинающим предпринимателям не идти на поводу у чувств, когда происходят срывы и проблемы.
Необходимо оставить ум чистым от эмоций – это ключ к решению проблем. В такой момент, если преодолеть себя, очень быстро находится решение. Не всегда приятное, но всегда эффективное и не такое уж трагичное, как рисует воспаленное воображение, опьяненное чувствами.
Например, в прошлом году, когда летом объявили «локдаун», многие просто растерялись. Я и сам не понимал, что вообще происходит. И проблема была в том, что та часть компаний, которые могли позволить себе разработку, входили в список наших клиентов, нуждались даже в каких-то цифровых решениях, – не заказывали из-за паники.
Кто-то выжидал, кто-то экономил. И не всегда это было рационально. А убеждения внедрить технологии, которые как раз застрахуют от дополнительных рисков, работали далеко не всегда. Люди, например, отказывались проводить платежи «потому, что бухгалтер сейчас дома». Это в 21-м веке, когда дистанционная работа, в том числе для бухгалтера, существует уже десяток лет!»
Такие психологические нюансы спада продаж подводят ко второму аспекту – непониманию. Сергею всегда больно смотреть, как компания внедряет модную, но совершенно бесполезную технологию, при этом отказываясь от разработки или интеграции той, которая спасет бизнес и принесет огромные возможности. Люди знают модные слова. Цифровая экономика — это тренд. Цифровая трансформация – это стандарт. Метавселенная – наступившее будущее, наравне с внедрением искусственного интеллекта и технологиями интернета вещей.
Но, к сожалению, заученные термины часто не ведут к пониманию процессов. Мы живем в эру возможностей, которые с упорством игнорируются или используются неверно. Как если бы сантехник чинил унитаз кувалдой. Эта вторая проблема, которая особенно остро чувствуется и сейчас. Пандемия заставила всех быстрее двинуться в сторону цифровизации, оголив глубину недостатка знаний в этой сфере. Из-за этого сложно продать нужное – проще продавать или модное, или дешевое. А это похоронит сейчас любой бизнес, считает основатель Humane Interface.
Особенности продвижения бизнеса
Компания Humane Interface одна из первых использовала LinkedIn для привлечения и поиска новых клиентов. В начале пути это был важный канал коммуникаций. Так как с одной стороны были ограниченные средства на традиционную рекламу, с другой – в B2B такие инструменты в принципе плохо работают. Мало кто, кликнув на баннер, заказывает мобильное приложение «за пару миллионов». «Сарафанное радио» также было хорошим источником заказов на старте. Правда, совершенно не контролируемым.
Также компания всегда активно использовала социальные сети, как со стороны контент-маркетинга, так и при прямых продажах. В последнем случае это тонкая работа, так как нельзя опускаться до спама, который приведет к потере репутации. Сейчас к ним прибавился Telegram, как с точки зрения прямой рекламы, так и как источник качественных коммьюнити с бизнес-уклоном.
Еще одним эффективным инструментом продвижения является нетворкинг, участие или присутствие на выставках, контакты с бизнес-сообществами и экспертные выступления. Всё это дает целый спектр возможностей по привлечению клиентов. Особенно если использовать агентские вознаграждения при рекомендациях. Также компания всегда работала с теми партнерами, с которыми нет явного конфликта интересов и нет пересечения услуг. Это позволяет безопасно передавать клиентов, объединяться на сложных проектах и зарабатывать на комиссии.
О конкуренции и ЦА
Уровень конкуренции в сфере разработки на заказ программных продуктов, сайтов и мобильных приложений, а также интеграции IT-решений для бизнеса высочайший! Конкурентами являются как небольшие компании и фрилансеры с ИП, так и крупные игроки IT-рынка. В глазах клиента у всех одинаковые услуги, предложений слишком много, чтобы выделить ключевое или уникальное. Многие клиенты делают выбор больше исходя из случайных факторов или рекомендаций. Для того чтобы удержаться, приходится внедрять много творческих и нестандартных подходов. Делать акцент на скорости и качестве разработки. Уникальности команды и комплексных услугах.
О работе в пандемию и планах на будущее
Из-за коронавируса упала общая покупательская способность. Кто-то испугался и стал придерживать деньги, а кто-то действительно остался без средств. Обычные люди оказались в сложной и нестандартной ситуации. В результате это все, как карточный домик, повлияло на огромное количество сфер и компаний в самых разных сегментах, включая IT-сферу.
Востребованы стали услуги, которые до пандемии не так часто заказывали у подрядчиков. Например, VR, AR-проекты, системы для «умного дома», проекты, связанные с искусственным интеллектом. Увеличились требования к скорости разработки, многие клиенты не готовы создавать проекты более шести месяцев. Могут быть ожидания создания публичной версии за 2-3 месяца. При этом требования к качеству продукта также стали высокими.
Сложно сказать, насколько это связано именно с пандемией, но мое мнение – именно ковид заставил многие компании осознать ценность цифровых технологий. А постоянные изменения из-за той же пандемии подстегивают бизнес к быстрым и точным решениям. В результате интерес и сдвинулся в сторону быстрых и качественных решений в инновационных сферах».
В настоящее время компания тестирует и скоро запустит в полном объеме собственный маркетплейс услуг. Он будет функционировать под брендом The Art of Digital, но включать большой блок услуг Human Interface. Это будет первым шагом к изменению вектора развития от разработки на заказ в сторону создания и публикации собственных продуктов.
Сейчас в работе находится проект под кодовым названием «Мнемотехника» для детей дошкольного возраста (цифровая трансформация детского сада). Готовится к запуску большой и амбициозный проект HomeCloud: умный дом и умный офис с децентрализованной бессерверной системой коммуникаций. На базе АПК ГЭП, с которым недавно было заключено партнерство, планируется создание сообщества «Этика цифровых технологий».
Все эти проекты в сочетании с некоторыми другими услугами компания планирует совместить в единую экосистему Human Interface и The Art of Digital, предложив возможности цифрового мира не только B2B, но и B2C сегменту.
Компания Humane Interface в цифрах и фактах
Год основания: 2015.
Начальные вложения: 60 тысяч рублей (открытие ООО и оплата услуг консалтинговой фирмы).
Средний чек: цена разработки сайта начинается от 1,5 миллиона рублей; мобильное приложение от 2 миллионов; экосистемное решение (например, агрегатор) будет исчисляться десятками миллионов.
Сайт: humaninterface.pro