Кто здесь самый умный?

История становления франшизы интеллектуальных игр с представительствами в 9 странах мира
  • 29.08.2018

Интеллектуальные игры сродни профессиональному спорту, с одним лишь отличием – спортсмены используют для победы возможности своего тела, а интеллектуалы – ума. Что касается азарта, пульса, а также эмоций от побед и поражений, то здесь разница отсутствует совсем! Организация «игр разума» является довольно прибыльным бизнесом, однако немногие компании добиваются в этом специфическом начинании действительно серьезных успехов. Ярким примером такой компании является «Квиз, плиз!», генеральный директор которой Андрей Глинский поделился с «Жаждой» секретами организации интеллектуальных игр.

Рождение идеи

Формат интеллектуальных игр, который практикует компания «Квиз, плиз!», существует давно и в разных странах. Их называют паб-квизы, потому что они проводятся в барах/пабах в вечернее время. Однако игры конкурентов были довольно скудно представлены и проводились не на том уровне, на котором основатели «Квиз, плиз!» хотели бы в них участвовать. Если на рынке не хватает какого-то сегмента, есть возможность создать его самим – так они и сделали.

«Квиз, плиз!» модернизировал формат интеллектуальных игр, привнеся в него больше развлекательного характера. Здесь наряду с серьезными вопросами на эрудицию и логику появились вопросы смешные, злободневные, актуальные и отвечающие происходящим событиям в стране и мире.

Андрей Глинский: «Нельзя сказать, что идея названия возникла только органически. Такое звучное название, которое всеми запоминается, – результат отличного нейминга. Мы искали название, которое совмещало бы краткость, рифму, информативность и легкое произношение».

Квизы – не очень требовательный к стартовым ресурсам бизнес, поэтому для начала хватило собственных средств в размере 100 тысяч рублей. Эти деньги были нужны, чтобы напечатать полиграфию и закупить призы, договориться с барами и набрать персонал на первые игры.

За два года существования (3 марта 2016 года в Москве прошла первая игра) «Квиз, плиз!» вырос в ведущую интеллектуальную игру по количеству игроков и команд в Москве и получил представительства в 70 городах в 9 странах мира. «Квиз, плиз!» пользуется удивительной популярностью еще и потому, что каждый идет на игру за ощущением праздника и азарта. Именно это компания и старается культивировать в людях.

Сложнее всего на начальном этапе было привлечь клиентов. Основная проблема заключалась в человеческой психологии. Когда люди получают приглашение поучаствовать в интеллектуальной игре, их первая эмоция: «Я ничего не знаю, а вдруг я буду глупее всех». Приходилось объяснять, что игра не будет рассчитана на гениев и кандидатов наук, и серьезные, логические вопросы будут разбавлены развлекательной частью из популярных фильмов, музыки, общих повседневных знаний. На протяжении первых нескольких игр видоизменялся формат раундов и сложность вопросов в поисках «золотой середины», при которой игра будет интересной для максимально широкой аудитории.

Андрей Глинский: «Забавный факт: мы не потратили ни копейки на рекламу и продвижение в течение первого года существования. Единственным двигателем было «сарафанное радио», и оно работало достаточно хорошо. Через год на рынке начали появляться другие конкуренты, и нам пришлось задуматься над тем, как овладевать новой аудиторией вперед них. Поэтому сегодня мы используем контекстную рекламу и продвижение в социальных сетях. Мы организуем промо-активности, такие, как целый день бесплатных игр на «Пикнике «Афиши» в 2017 году или целый день бесплатных игр в ТРЦ «Метрополис». Создаем партнерские материалы, например статью в «Медузе», и спонсируем разные конкурсы в НИУ ВШЭ. Наше главное правило – никаких скидок (потому что участие в нашей игре стоит именно столько, сколько оно стоит, и не меньше), но мы с радостью дарим пригласительные билеты на игры».

Квиз, плиз

Нюансы организации игр

«Квиз, плиз!» отличается от конкурентов атмосферой и качеством организации. «Квиз, плиз!» – это, в первую очередь, развлечение, поэтому упор делается на ощущение праздника у гостей, атмосферу азарта. Игра обеспечивается не только качественным контентом и персоналом, но еще и всеми сопутствующими деталями, ведь «дьявол кроется в мелочах». Без внимания не остается ни одна вещь на столе команды, – будь то ручка (обязательно приятная на ощупь и брендированная) или листок для записи (глянцевый, красочный и – опять же – брендированный). Этого руководство компании требует и от франчайзи в других городах и странах.

Андрей Глинский: «Мы поддерживаем свой особый, «свойский» стиль общения с игроками. Мы такие «свои в доску» парни и девочки, с которыми можно даже на «ты». У нас было несколько корпоративных клиентов из государственных учреждений – под них мы, конечно, подстраивались. Но в основном мы со всеми стараемся дружить – что с корпоративными клиентами, что с партнерами, что с клиентами на играх. Мы считаем, именно с помощью такого стиля общения можно добиться максимальных результатов и доверия».

Кроме стандартных игр регулярно проводятся особенные, тематические игры. Самый популярный формат – игра «Кино и музыка», где все вопросы собраны только из сфер кинематографа и музыки. Каждые три месяца проводятся суперигры, куда приглашаются только команды, занимающие верхние 100 строчек рейтинга (это один из стимулов ходить на игры чаще и получать больше баллов). Кстати, еще одна причина гнаться за баллами – система рангов, при которой команде с достижением определенного количества баллов присваивается новый ранг (сержанты, лейтенанты, генералы, «рэмбо», «чак норрисы», недосягаемые и так далее).

Периодически организуются праздничные игры, приуроченные к праздникам – Новому году, Хеллоуину и гендерным (8 Марта, 23 Февраля). Каждый год устраивается Чемпионат мира по «Квиз, плиз!», в котором могут принять участие все города и все желающие команды, а призы являются особенно ценными. Недавно были запущены тематические игры – примерно раз в месяц или раз в три недели планируется делать сет разных игр на определенную тематику («Гарри Поттер», «Звездные войны», «90-е годы» и пр.).

Андрей Глинский: «Конкуренты игры «Квиз, плиз!» существовали изначально. Но их присутствие на рынке позитивно отразилось на нас и «подготовило почву» для запуска нового бренда. Для нас отсутствовала необходимость объяснять целевой аудитории, что такое интеллектуальная игра. У этого формата развлечений уже появились свои фанаты, которые следили за тенденциями, новинками и непременно пришли протестировать нас. А дальше дело было за нами: насколько качественной будет организация наших игр, и вернутся ли эти люди к нам еще. Глобальных ошибок в процессе развития дела мы не замечали. Из того, что приходит в голову: долгое время не могли запустить эффективный сайт. Несколько раз переделывали дизайн и функциональную часть, чем сильно затянули лонч. С другой стороны, задержка в полгода с выходом нашего обновленного сайта позволила лучше понять целевую аудиторию и максимально подстроиться под нее».

Квиз, плиз

Особенности построения команды

В компании «Квиз, плиз!» действуют несколько отделов. А именно:

  • Московские игры. В нем работает три человека: руководитель отдела и два менеджера. Руководитель отдела общается с партнерами, взаимодействует с барами, в которых проводятся игры, составляет расписание игр на месяц вперед и распределяет персонал по играм, а также контролирует работу менеджеров: любые проблемы и просчеты менеджеров – это его просчеты. Работа менеджеров делится на два пласта: работа «в полях» (непосредственно на играх) и офисная. На играх они координируют весь персонал, следят, чтобы все делали то, что должны делать, общаются с игроками и решают вопросы на месте. В офисе они готовят списки команд, которые подтвердили свое участие в игре, отправляют их на площадку, чтобы подготовили рассадку, принимают входящие звонки, консультируют игроков по телефону.
  • Франчайзинг. Здесь тоже три человека: руководитель и два менеджера. Менеджеры делят все открытые по франчайзингу города между собой пополам. Их основная функция – сделать так, чтобы города ни в чем не нуждались и все их вопросы решались максимально оперативно. Грубо говоря, менеджеры выступают в роли координаторов между городами и разными отделами внутри офиса. Ежедневно они выходят на связь со всеми городами в чатах, обрабатывают их запросы, отвечают на вопросы, помогают советами и объясняют, как в какой ситуации лучше всего поступить. Руководитель отдела тоже ведет несколько городов (в разы меньше, чем менеджеры, и в основном ключевые города), а также осуществляет общий контроль за работой отдела. Следит, чтобы менеджеры ничего не забывали и делали все вовремя, подготавливает аналитику и отчеты.
  • Корпоративные игры и частные мероприятия. Это когда компания или человек заказывает «Квиз, плиз!» на свое мероприятие. В этом отделе работает один человек – он общается с заказчиками, распределяет персонал по мероприятиям, контролирует оплаты и ставит задачи другим отделам. Если мероприятия пересекаются по времени, этот человек обращается за помощью в московский отдел – и ему «командируют» сотрудника/сотрудников оттуда.
  • Закупки. Здесь есть один человек, который отвечает за весь реквизит, закупаемый для игр по всему миру. Брендированными ручками, бланками, футболками, кепками и пр. обеспечиваются не только московские игры, но еще и франчайзи по всему миру по запросу (за дополнительную плату). Задачи этого человека – обеспечивать бесперебойную работу на играх, чтобы всего и всем хватало, а также поиск более выгодных условий и более оперативных поставщиков. Также он отвечает за жизнедеятельность офиса.
  • Дизайн-отдел. В нем работает несколько человек, но посменно. Они рисуют графику – картинки для соцсетей, видеоролики для промо, заставки для экранов, подготавливают макеты полиграфии для печати. Здесь тоже речь идет не только о Москве, но и обо всем мире (бесплатно для городов).
  • Отдел разработки. Работают два программиста – старший и младший. Старший программист ставит задачи, младший их выполняет, старший проверяет и отдает на тестирование нам.
  • Контент. Есть один главный редактор и порядка 20 авторов. Авторы пишут вопросы, а главный редактор ежедневно не покладая рук читает эти вопросы, проверяет их на достоверность и составляет из них сбалансированные и интересные презентации.
  • Подготовка презентаций. Один человек подготавливает презентации для всего мира и всех отделов, и еще один человек – корректор – проверяет их на наличие ошибок.
  • Озвучка и монтаж роликов. Перед каждой игрой «Квиз, плиз!» во всем мире запускается приветственный видеоролик, в котором профессиональный диктор говорит: «Добро пожаловать на игру» – и зачитывает названия команд, которые именно сегодня именно здесь будут играть. Для того чтобы ролики были у всех и всегда, у нас в штате трудятся один диктор и два монтажера, работающих посменно.
  • Таргетинг и smm. Самый молодой отдел. Здесь работает два человека, один из них отвечает за таргетированную рекламу, второй – за ведение соцсетей и контент-план.
  • Координацию и контроль над всеми отделами осуществляют два человека.

Андрей Глинский: «Интеллектуальные игры – это, можно сказать, сезонный бизнес. Для нас хорошая погода, плюсовые показатели термометра и солнце за окном – дурная примета. Люди скорее пойдут в парк или на шашлыки, чем в бар на игру. Но мы бы не сказали, что у игр есть «не-сезон», в который востребованность сильно падает. Опираясь на опыт открытия уже более 70 городов, с уверенностью заявляем: востребованность игр клиентами зависит только от желания и прилагаемых усилий того человека (группы людей), который стоит во главе франшизы в конкретном городе».

Квиз, плиз

История развития франшизы

Первая франшиза открылась спустя всего четыре месяца существования «Квиз, плиз!» в Хабаровске. От них поступило предложение о покупке франшизы, которое навело руководство компании на идею данного пути развития. Была разработана концепция, продуманы основные моменты выстраивания отношений с потенциальными франчайзи и началась активная работа в этом направлении. Хабаровск был продан по самым щадящим условиям, но и был отчасти тестовым городом, на котором оттачивалось мастерство управления франшизами.

Андрей Глинский: «Мы не используем рекламу для привлечения клиентов в плане франшиз, потому что у нас достаточно своеобразный бизнес. Успешно развить франшизу в своем городе сможет только человек, влюбленный в игру. Это не франшиза кофейни или пиццерии, у которой есть четкий бизнес-план».

Сегодня схема работы «Квиз, плиз!» с франчайзи выглядит так:

  • Кандидат отправляет в головной офис заявку на город.
  • Осуществляется проверка на предмет наличия в этом городе уже работающего франчайзи (в одном городе может быть только один франчайзи), и его удаленности от уже работающего франчайзи.
  • Если нареканий нет, в ответ высылаются условия. Франшиза стоит от 120 тысяч до полумиллиона рублей, в зависимости от размера города.
  • Если кандидата устраивают условия, он заполняет анкету, и происходит рассмотрение уже конкретного человека (оцениваются его социальные сети, чтобы понять, что это за человек, а при необходимости – назначается встреча или скайп-колл).
  • Далее подписывается договор, вносится паушальный взнос, и начинается работа.

Андрей Глинский: «У нас есть бонус для партнеров – при покупке франшизы мы изготавливаем для их города коробку с реквизитом для первых пяти игр (таким образом, во время первых пяти игр им не нужно тратить деньги ни на что вообще). Так франчайзи понимают, что мы намерены заботиться о них и помогать в развитии».

У франчайзи есть неограниченный доступ к ресурсам компании в виде дизайнеров, монтажеров роликов, дикторов и прочих сопутствующих услуг (за некоторые из них берется плата). Кроме того, на все время сотрудничества за каждым городом закрепляется персональный менеджер, который консультирует франчайзи по любым вопросам в режиме онлайн.

Сегодня многие франчайзи уже приобрели по 2-3 города, кто-то позвал в бизнес своих братьев-сестер-племянников, и те, в свою очередь, тоже купили город или два. Все это доказывает привлекательность франшизы «Квиз, плиз!».

Квиз, плиз

«Квиз, плиз!» в цифрах и фактах

Год основания

2016.

Сумма начальных вложений

100 тысяч рублей.

География распространения франшизы

70 городов в 9 странах мира.

Стоимость франшизы

От 120 тысяч до 500 тысяч рублей.

Цена участия с человека в России

От 300 до 500 рублей (в зависимости от города).

Целевая аудитория

Любители интеллектуальных игр и просто приятного времяпрепровождения.

Сайт

http://quizplease.ru

Сергей Мельников

Сергей Мельников

Обозреватель «Жажды»

Похожие статьи


Вверх
Сделать сайт лучше