Однажды в сказке

Как зарабатывать на коммерческих ролевых играх и содержать собственную конюшню
  • 31.01.2017

В те времена, когда еще никто не слышал слово «квест», были люди, которые делали игры живого действия на продажу. Удивительно, но их клиентами становились и становятся топ-менеджеры крупных компаний из городов-милионников. В то же время в массовом сознании люди, играющие в так называемые ролевые игры, – это в лучшем случае чудаки, которые прячутся от реальности, обрядившись в эльфийские плащи. Но зачем випам надевать гангстерские шляпы или шерифские значки? Об этом «Жажде» рассказала глава псковской компании «Резерв» Ясена Лебедева, которая более 10 лет занимается созданием коммерческих ролевых игр.

Еще во время учебы в педагогическом институте на историческом факультете наша героиня познакомилась с ролевым движением, стала ездить на игры и создавать их для своих друзей.

Первый коммерческий проект возник на голом энтузиазме в 2006 году.

А царь-то ненастоящий!

Ясена Лебедева: «Однажды в нашей компании друзей появилась идея поделиться сказочными переживаниями, которые мы получили еще во времена первых ролевых игр в России. Собралась группа энтузиастов с высшим образованием, в том числе – психологическим. То, как человек ведет себя на ролевой игре, – это огромное количество информации, которое не даст ни один психологический тест! В обычной жизни все носят маски и играют знакомые роли: продавец и покупатель в магазине, семьянин, пациент в больнице, начальник-подчиненный. А вот возьмем, к примеру, то, какого персонажа выберет себе человек: «А что, можно и пиратом быть?» Или человек заявил, что будет рыцарем без страха и упрека, но он сдается первому же злодею. Можно увидеть, как человек ведет себя в стрессовой ситуации, кто умеет работать в команде, а кто лишь ценит свои амбиции и тянет одеяло на себя. Все эти сведения полезны для крутых эйчаров и директоров компаний».

Ясена и ее друзья задумались, как монетизировать свои знания. Ребята жили в Пскове – небольшом городе, где «раскачать» инвесторов на что-то новое – непосильная задача. Но они учли, что в крупных городах корпоративный отдых – это не трата на блажь, а инвестирование в коллектив. Сильные эмоции, пережитые вместе, сплачивают сотрудников. Так компания прокачивает себя.

Ясена Лебедева: «Мы нашли партнера, который занялся продажами. Эта компания – наши друзья, московские психологи, которые бросили преподавать академическую науку, стали с помощью знаний зарабатывать и занялись такой новаторской на тот момент вещью, как тимбилдинг».

На тот момент компания называлась «Московская тренинговая ассоциация». Она нашла клиентов – топ-менеджмент московского отделения одного из сотовых операторов. Для 12 москвичей была написана игра в стиле фэнтези, где были задействованы 60 человек актеров и технического персонала. Действо прошло в Пскове. В первый день был взят в аренду городской планетарий, изображавший замок, второй день прошел на природе в крепости древнего Изборска.

Ясена Лебедева: «Если коротко, то игрокам нужно было действовать сплоченно и найти сокровище. Одна из скрытых задач – понять, что король на самом деле – самозванец и злодей, и свергнуть его. О том, что «царь-то не настоящий» игрокам так или иначе сообщали все актерские персонажи, но, увы, ни у кого не возникло даже тени сомнения! Из чего психологами был сделан вывод, что восприятие значимой информации от незначимой фигуры напрочь отсутствует. «Если у Феди корона надета – значит, он правильно говорит». По итогам игры психологами, бдительно наблюдающими за процессом, было сделано два отчета. Первый – открытый, когда после игры все обсудили, кто где тупил, а что было стратегически правильно. Второй отчет – закрытый, для директора. Как итог всего произошедшего, в компании случились кадровые перестановки, а 2 сотрудника были уволены».

1ая

Двойное убийство и кофеек

Первый успех окрылял – так появилась творческая компания «Игра». Но в 2006 году для Ясены игры не являлись основной деятельностью, проекты были раз в полгода. Заказы появлялись благодаря московским партнерам и сарафанному радио. Псковичей стали звать не только для определения психологического профиля сотрудников, но и удивить гостей на день рождения.

Ясена Лебедева: «Мы живем в пластмассовом мире, где мало эмоций. А на играх можно получить яркие переживания, и клиенты это весь год будут помнить. Например: «О-хо-хо, наш бухгалтер способен на двойное убийство!» Или если в игре коллеги были родственниками: «Пойдем, сына, кофейку попьем». И меня стали звать делать игры на вечеринки. И вот, приезжаю на дачу в Подмосковье, а там 2 гектара леса обнесено двухметровых забором и вокруг «Бентли» да «Лексусы» стоят. И я – в джинсах и с рюкзачком… Бывает, с заказчиками очень долго приходится переписываться. «Марье Иванне нельзя роль горничной, она – управляющая в банке». Но если собравшиеся – друзья и знают друг друга со студенческих времен, то Марья Иванна с удовольствием поиграет в горничную и посмеется. А некоторым, увы, статус не позволяет расслабиться даже на игре».

Что касается стоимости работы, Ясена подчеркивает, что это не самодеятельность. Для игры готовится смета, заказчиком вносится предоплата. Клиент также оплачивает орграсходы, реквизит, технические средства, например рации. Так, в 2007 году в Пскове проходила «Матрица» на 65 игроков. В торговом центре люди искали человека со значком «Ленин жив». Когда игроки попали в «М-Видео», то на всех экранах там показывали «Матрицу». Это был сильный эффект, организаторам нужно было договориться с магазином, предусмотреть технические моменты. А таких мелочей много, из них и складывается атмосфера. За это и платит клиент. Другой пример: в Изборске участники видели рыцарский бой на настоящих лошадях – тоже сильное погружение в атмосферу. Поэтому подготовка к проекту занимает минимум 1,5 месяца; если сценарий уже был обкатан, то 2 недели.

Ясена Лебедева: «Небольшая игра на 3-5 часов для 12-25 человек стоит от 50 тыс. рублей. Это значит, что я привезла роли на бумаге. Если люди хотят гангстерскую вечеринку со шляпами, где будет именная для каждого игрока бирочка, например, «Джони – кровавый бухгалтер», «Чикаго, 30-е», то это дополнительные расходы. Если именинник изображает босса мафии и хочет двух охранников, то приедут 2 актера со страйкбольными автоматами, визуально не отличимыми от настоящих. Можно нанять крупье, сделать фейерверк за 100 тыс. рублей. В общем, наша фантазия ограничена лишь бюджетом заказчика».

Резерв

Ода фрилансу

Ясена Лебедева: «Я ушла во фриланс в 2010 году. Было очень страшно, у меня конюшня с четырьмя лошадьми, а им не объяснишь, что кушать нечего. Я работала начальником отдела в единственном государственном кинотеатре города – городском учреждении культуры «Псковоблкиновидеофонд» кинотеатр «Победа» – вот такое название. Даже грамота почетная есть от администрации! Были премии, но там я не получала столько, сколько зарабатываю сейчас. Да, там была стабильность, а сейчас я не знаю, когда именно будет следующий заказ. Также я работаю тогда, когда вся страна отдыхает. В целом мне в Новый год гораздо интереснее творить новогодние чудеса и приключения, чем сидеть за столом и жевать салатик. Я – убежденный фрилансер. Мне нравится принадлежать себе».

Все же игры – это специфический и дорогой товар, поэтому в перерывах между столичными заказами «Резерв» организует различные торжества.

Послужной список разнообразен. Команда проводит корпоративы, организует молодежный досуг (12+), например творческий лагерь «Камчатка.Псков», участвует в фестивалях и организации городских мероприятий («Снежный град – 2011»), делает квесты на местности. Начиная с 2012 года ежегодно организует декаду предновогодних торжеств для предприятий и компаний Пскова на лучших городских площадках (гостиничный комплекс «Двор Подзноева», рестораны «Ханса», «OLD RROM»).

Ясена Лебедева: «Я слежу за развитием рынка квестов. Можно начать с них – это сейчас в тренде. По сути, квест – это помещение (или несколько) с загадками, головоломками, заданиями. Цель – выбраться за отведенное время, разгадав все загадки и преодолев все препятствия. Кто-то покупает франшизу и повторяет все в точности, а кто-то творчески перерабатывает, и получается свой продукт. Оба варианта имеют право на существование».
Резерв

Советы новичкам

  1. Сделайте эксклюзивный продукт, что-то такое, чего нет нигде. Да, все уже давно изобретено, но можно придумать свою фишку. Если вам нравится жанр ужастиков, то занимайтесь им, не замахиваясь на эльфов и драконов. Если разбираетесь в технике, делайте про роботов.
  2. Вы должны знать все о своей сфере. Допустим, вы хотите продавать шарики. Обойдите все точки города, где они продаются: а покупает ли публика красные, нужны ли в форме сердечек? Обойдите все квест-комнаты. Вы поймете, где вам было слишком сложно, что скучно, что понравилось. Квесты продают ситуацию успеха и способность победить любые обстоятельства. Дайте это людям.
  3. Очень часто в сфере развлечений организаторы пренебрегают техникой безопасности. Нужно делать инструкции и давать клиентам их подписать. Также инструкция нужна для тех, кто покупает франшизу, и вашим администраторам, продающим приключения. Будьте честными и внимательными к клиентам. Прогулки на лошади – лошадь может взбрыкнуть, человек – упасть и сломать ногу. Не случаются ли у клиентов панические атаки в закрытых пространствах? Надо ли брать 13-летнюю дочь на ужастик? Что она будет чувствовать, если увидит муляж человеческой руки? Может, посмеется, а может, ей потом будут сниться кошмары. Не надо стараться втюхнуть свой продукт всем. Люди даже если у вас не купят, то отправят к вам своих знакомых: «Эти ребята реально дело делают, им можно доверять».
Резерв

«Резерв» в цифрах и фактах

Стартовый капитал

Личное время создателей игр, которое уходило на написание сюжета, встречи и репетиции. На второй проект уже появился гонорар для актеров.

Реклама

Сарафанное радио. Сайт сделали друзья, соцсети Ясена ведет сама. Проекты продают посредники, которые добавляют свой процент к сумме, озвучиваемой заказчику. На раскрутку фирмы ушло 4 года, после чего Ясена Лебедева смогла оставить работу в офисе.

Стоимость игры

От 50 тыс. рублей – это цена изготовления сценария новой игры на заказ. Тематику и стилистику выбирает заказчик. Сценарий на игру до 18 человек пишется месяц. Все дополнительные расходы оплачивает заказчик. В год бывает 5-7 средних и 1-2 крупных заказов.

Дополнительный заработок

Команда проводит корпоративы, организует молодежный досуг (12+), участвует в фестивалях и организации городских мероприятий. Иногда это могут быть частные торжества: свадьбы, юбилеи, детские праздники. Мероприятие стоит от 12 тыс. рублей, в среднем – 30 тыс. рублей.

Рентабельность

15-25%, в зависимости от типа мероприятия, количества и состава команды помощников. Глава компании получает доход больше, чем у высокооплачиваемого управленца в городе, и может позволить себе содержать частную конюшню.

Лидия Иванова

Лидия Иванова

Обозреватель «Жажды»

Похожие статьи


Вверх
Сделать сайт лучше