персона

Роман Горбань: «Людям не нужна теория – им нужны готовые, понятные решения, которые они могут применить к себе сиюминутно!»

Коуч, игропрактик, генеральный директор компании «Корпоративные игры»
  • 20.01.2023

За двадцать лет работы в event-сфере Роман Горбань получил огромный опыт организации различных мероприятий и деловых игр. Сейчас он занимается игрофикацией бизнес-процессов, проводит мастермайнды и делится опытом ведения успешного бизнеса. В интервью «Жажде» Роман рассказал о своём предпринимательском пути, а также о том, как с помощью игр избавить персонал от выгорания и провести успешный тимбилдинг.

– По образованию вы артист эстрады? Где вы учились и чем занимались до основания проекта «Корпоративные игры»?

– Да, я артист эстрады по образованию, учился в институте современного искусства. Я на своём опыте окунулся во многие креативные сферы – написание музыки, аранжировки, работал в ресторанах как музыкант, а потом ведущий. Постепенно перешёл в организацию свадеб и открыл своё агентство. За 10 лет работы я провёл более 500 свадеб и 400 корпоративов и понял, что хочу быть больше чем ведущим. Параллельно пробовал себя в разных бизнесах, и многие мои проекты оказались довольно успешными.

К 40 годам у меня уже был 21 бизнес, причём совершенно в разных отраслях – от промышленных газов до сублимационной печати. В 2017 году я осознал, что корпоративный клиент интереснее частного и захотел заниматься организацией мероприятий в больших масштабах. Хотелось зайти на event-рынок с необычным и конкурентным продуктом, поэтому решил проводить и разрабатывать игры. Пошёл учиться на игротехника в школу игропрактики Анастасии Решетниковой, где научился создавать и проводить игры как профессионал. Начинал с развлекательных историй, потом повысил квалификацию и расширил ассортимент трансформационными играми. Также хотел усилить теоретические знания в бизнесе и управлении персоналом, поэтому развивался в сфере бизнес-тренерства.

Когда число игр и мероприятий стало постоянно увеличиваться, пора было нанимать команду ведущих и координаторов. Так я создал компанию «Корпоративные игры». Сейчас среди наших клиентов – «Газпром», «МТС», «Центробанк», «Сбербанк» и др. В нашей линейке – более 50 различных игр под любой запрос клиентов.

– Какое мероприятие из тех, которые вы лично провели, запомнилось больше всех остальных?

– Таких мероприятий было много, но я выделю два. Однажды крупная и известная IT-компания заказала у нас игру на корпоративное мероприятие. Единственная просьба была сделать игровую программу, чтобы все диджеи были женатыми мужчинами. Нас это насторожило, потому что просьбу никак не объяснили.

Мероприятие прошло отлично, но, когда начала играть музыка после основной части, мы поняли, в чём был подвох. В компании была традиция устраивать на Новый год большую свингер-пати для всех сотрудников. Мы не можем называть компанию, но представьте, что более 100 человек одновременно начинают заниматься любовью друг у друга на глазах. А диджеи должны быть женаты, чтобы не создавать лишнюю конкуренцию. Заказчица на мой немой вопрос «Что происходит?» сказала, что раз в год они дают сотрудникам погулять и расслабиться по полной программе.

И второе мероприятие – корпоратив в компании «Негус Экспо» в 2019 году. Презентация корпоративной культуры для новых сотрудников. После вступительной речи директора компании экран с презентацией завис и не переключал слайды. Заказ был важный, и подвести клиента нельзя было ни в коем случае. Тогда мне пришлось выйти на сцену и 18 минут развлекать публику своими силами, чтобы потянуть время для устранения поломки. Всё прошло хорошо, но опыт запомнился надолго. Теперь мы заранее проверяем всё оборудование и делаем всё, чтобы избежать подобных казусов.

– Расскажите о вашем проекте «Корпоративные игры». Как пришла идея, какие услуги вы предоставляете?

– В процессе обучения на игротехника я выяснил, что геймификация – это тренд в HR-отрасли. У меня было желание делать качественные игры, с которыми не стыдно зайти на рынок корпоративных мероприятий. Изначально проект назывался «Недетские игры». Мы предлагали заменить типичную вечернюю шоу-программу на развлекательные игры. Идея многим понравилась: из года в год на корпоративах люди видят одно и то же, а тут мы с необычными играми. Когда проект стал востребован среди корпоративных клиентов, мы практически отказались от частных заказов. Они приносят меньше прибыли и не такие надежные, как заказы от бизнеса. Спустя два года существования проект был переименован в «Корпоративные игры», так как практически 100 % заказов были именно на корпоративные мероприятия.

– Чем тимбилдинг может быть полезен бизнесу?

– Как правило, любой коллектив сталкивается с конфликтом и выгоранием. Постоянные рутинные задачи, напряжённые отношения с начальником и необходимость коммуникации в процессе работы приводят к снижению мотивации сотрудников. К тому же последние три года многие компании работают в режиме онлайн, поэтому сотрудники мало времени проводят среди коллег и имеют потребность в живом общении. Стресс и напряженная атмосфера в мире тоже вызывают психологические трудности.

Я считаю, тимбилдинг нужно устраивать 3–4 раза в год. Люди быстро выгорают, и эффективность работы снижается, поэтому им нужен совместный отдых. Тимбилдинг не только даст возможность перезагрузиться, но и откроет коллег с новой стороны. Члены команды посмотрят друг на друга свежим взглядом, познакомятся поближе и наладят коммуникацию. В рабочей обстановке тяжело найти общие интересы или обсудить хобби, а на совместном выезде легко завести дружеские отношения. И, конечно, тимбилдинг позволяет улучшить командную работу, особенно если сотрудники принимают участие в совместных играх.

Задача тимбилдинга состоит в командообразовании и оттачивании необходимых навыков. Развитие сотрудников, проработка выгорания и конфликтов – это основные причины, по которым тимбилдинги положительно отражаются не только на благополучии сотрудников, но и на финансовых показателях компании.

– С какими проблемами к вам чаще всего обращаются клиенты?

– Все компании приходят к нам с запросом на тимбилдинг. Однако под ним скрываются абсолютно разные проблемы – от профессионального выгорания до личностных конфликтов. В процессе переговоров мы подробнее обсуждаем желаемые результаты и подбираем программу. Тимбилдинги отличаются друг от друга в зависимости от потребности заказчика, поэтому важно понять, какую задачу он должен решить. В последнее время у клиентов две основные проблемы – выгорание членов коллектива и трудности в коммуникации.

Во-первых, люди устали от дистанционной работы, им хочется «пощупать» друг друга и пообщаться вживую. Поэтому компании организуют масштабные праздники для всего персонала, чтобы все познакомились и пообщались в неформальной обстановке. Во-вторых, сотрудники не всегда слышат друг друга с первого раза. Из-за разницы интерпретации и невнимательности к деталям коллектив теряет эффективность. Поэтому работодатели часто обращаются с просьбой «приземлить» сотрудников, в том числе и ТОП-менеджмент. Задача в данном случае – показать, что сотрудники не всегда внимательны друг к другу и пропускают важные моменты при деловом общении. Затем мы даем инструменты-тренажёры, которые обучат коллектив прислушиваться к товарищам и обращать внимание на детали.

Профилактика выгорания – это не развитие нового навыка, поэтому здесь нет единого решения. Для поддержания здоровой атмосферы в команде руководители организуют совместные загородные выезды, развлекательные мероприятия, презентуют миссию и ценности компании. Это помогает сотрудникам чувствовать себя важными для работодателя, а также мотивирует на постановку глобальных целей в рамках компании. Для развития кросс-коммуникационных навыков у нас есть несколько игр-бестселлеров. (например, «Лупа», где участникам надо воссоздать задуманную историю из карточек, не показывая их друг другу). Хорошо подходят командообразующие истории, где сотрудники из разных отделов объединяются в группы и вместе решают задания.

– Как происходит разработка игр для бизнеса? Можете рассказать про основные этапы данного процесса?

– Если мы говорим про разработку игры «под ключ», то есть полностью под запрос конкретной компании, – мы начинаем с обсуждения потребностей заказчика. Какие результаты должна принести игра? Сколько человек планирует участвовать? Должна ли в игре быть командообразующая составляющая?

Далее при создании любой игры начинается мозговой штурм. Каждый техник, если игра создается командой, предлагает свои идеи. Нужно выбрать игровую механику (например, есть механики «квиз», «пазл», «зум» и многие другие, их более 100). Мы стараемся регулярно радовать заказчиков новыми продуктами, поэтому придумываем оригинальные концепции. Наши игры не повторяют друг друга и представляют собой отдельные механики, созданные профессиональной командой игротехников.

– Можете назвать три главных правила организации эффективного мастермайнда?

– Мастермайнд – это мозговой штурм с участием модератора. Это эффективный инструмент для поиска новых стратегий и инструментов для бизнеса. Каждый участник делится своим опытом и получает список полезных советов от других людей. Многие думают, что мастермайнд бывает только в формате группового мозгового штурма. Это не так! Если говорить про регулярные встречи, то формат должен меняться. Всего есть более 80 техник мозгового штурма. На мастермайндах мы предлагаем участникам новые концепции на каждой встрече. Например, советы через призму вторичной выгоды, идеи с уровня интуиции, оценка через книгу и многие другие технологии. Три главных правила мастермайнда:

  • Модератор, который находится над процессом штурма. Он организует и проводит встречи, но не вливается внутрь самого мастермайнда.
  • Модератор должен иметь авторитет у участников, иначе гости не будут его слушать. Суть мастермайнда в жёстком ограничении по времени: каждый должен уложить свои идеи в одну минуту. Если не соблюдать тайминг, то мозговой штурм превращается в базар.
  • Нельзя отрицать возникающие идеи. Новички на мастермайндах часто отмахиваются от советов со словами: «Я уже это пробовал, не помогло», «На моём бизнесе ваша идея не сработает» и так далее. Однако старые инструменты могут вдруг заработать, если применить их по-новому.

– Как на вашей деятельности отразилась текущая ситуация в стране и мире?

– Наша компания стабильно растёт с момента окончания пандемии. Во время ковидного кризиса случилась отмена всех мероприятий, поэтому мы проводили только некоторые онлайн-игры. Однако сейчас всё нормализовалось, и спрос на услуги «Корпоративных игр» только увеличивается. Во-первых, нас много рекомендуют в HR-сообществах: на рынке мало компаний, которые делают качественные авторские продукты для обучения персонала. Во-вторых, руководители понимают, что психологическое состояние многих членов коллектива может быть неустойчивым, поэтому стараются поддержать их с помощью мероприятий.

Сейчас заказчики стали более требовательны, поскольку в кризис каждый вложенный рубль должен приносить прибыль. Компании просят более точечные истории, которые точно закроют их внутреннюю проблему. Но мы умеем подстраиваться под запрос и адаптировать все наши игры под ситуацию, поэтому проблем с программой у нас не бывает. К тому же с начала мобилизации многие игроки на event-рынке уехали за границу и освободили нишу для конкурентов. Поэтому текущая ситуация отразилась скорее позитивно, чем негативно.

– Что вас отличает от других бизнес-тренеров?

– Среди моих коллег есть классная фраза: «В бизнес-тренеры идут те, кто не добился успеха в предпринимательстве». И нередко это действительно так. Поэтому среди бизнес-тренеров меня выделяет многолетний опыт создания разного успешного (!) бизнеса в городах России. Когда у тебя за плечами масса побед и падений, тебе есть чем поделиться с предпринимателями. На своём опыте я прочувствовал все возможные ошибки при ведении собственного дела и помогаю людям не допустить провала в бизнесе.

Более того, я провел более 1000 мероприятий разного формата и умею профессионально работать с аудиторией. Публика – живой организм, который требует заботы и особого отношения. Я знаю много хороших экспертов, но многие из них не умеют держать внимание слушателей и правильно подавать материал. Кстати, здесь мне пригодился опыт развлекательных мероприятий – я всегда преподношу сложные бизнесовые истории с юмором. Я говорю о предпринимательстве на доступном языке, понятном даже ребенку. Не вижу смысла в формальностях, заумных фразах и сложных аббревиатурах – мои слушатели уходят не только с багажом знаний, но и отдохнувшими после тяжелых рабочих будней.

Многие коллеги прикрывают свою слабую компетентность заумными словами, я же даю информацию на человеческом языке и иногда в комической форме. Людям не нужна теория, им нужны готовые, понятные решения, которые они могут применить к себе сиюминутно.

– Были ли у вас «падения» в вашей профессиональной деятельности? И если были, то как вы себя мотивировали, чтобы подняться и идти дальше?

– Как и у любого предпринимателя, у меня было несколько переломных моментов. Когда из развлекательных мероприятий я переходил в бизнес-среду, то все процессы пришлось выстраивать заново. Однажды я прогорел в бизнесе и потерял пять миллионов рублей. Это тот опыт, который научил меня внимательнее относиться к выбору партнёров и изучению конкурентов.

Я не стыжусь о нём рассказывать, потому что любое падение – это возможность пересмотреть свои взгляды на бизнес и выйти на новый уровень. Меня всегда мотивировала семья: когда у тебя двое детей и любящая жена, ты чувствуешь их поддержку и хочешь стараться ради того, чтобы обеспечить им лучшую жизнь. Сдаться – это самый легкий путь, и он не для меня. Я вставал утром и говорил себе, что буду искать новый путь, учиться и развиваться.

– Как вы относитесь к тайм-менеджменту? Практикуете ли эту технику в своей деятельности?

– К тайм-менеджменту отношусь прекрасно, однако как творческая личность испытываю проблемы с организацией своего времени. Иногда идеи новых игр приходят ночью: поэтому я встаю, иду на кухню, включаю свет, ставлю чайник и начинаю креативить. Обычно процесс затягивается до утра. Потом график сбивается, и приходится заново восстанавливать режим. На качестве работы это не отражается, так как мероприятия проходят обычно вечером.

– Как вы предпочитаете отдыхать? У вас есть хобби?

– Лучший отдых – это баня с костром в лесу. Также люблю море: поездки с семьей мотивируют на новые цели, приносят интересные идеи и вдохновляют на креатив. Но есть важное условие – телефон надо выключить и отложить на весь отдых в тумбочку.

– Поделитесь своими планами на ближайшее будущее (личными и связанными с работой).

– Впереди меня ждет рождение третьего ребенка. Скорее всего, когда выйдет интервью, я буду уже многодетным отцом, чему я безумно рад. Дети – это прекрасно. Ещё в личных планах – научиться делегировать. Я всё еще борюсь с убеждением, что делаю работу лучше подчинённых. Я работаю над собой, но пока с опаской передаю другим важные задачи. В профессиональных планах тоже много задач. Мы хотим выпустить около 50 новых игр, создать целый отдел разработчиков, сделать игры для публичных личностей. Многие из планов уже в работе!

Особенно сильно горим идеей разработать игру для известных людей. Раньше все знаменитости писали книгу, но скоро в моду войдет игра под собственным брендом. Многие люди уже обращаются к нам за игрой, чтобы повысить свою экспертность и обрести необычный инструмент для продажи себя как спикера. Также в планах открытие своего бизнес-клуба, где предприниматели каждую неделю будут пробовать разные механики и трансформировать своё мышление с помощью игр. Мы уже активно сотрудничаем с другими бизнес-клубами, проводим у них наши игры.

– Для вас что-нибудь значит словосочетание «жажда бизнеса»?

– Да! В творческие бизнесы идут те, кто не может жить без своего дела. Для нас бизнес как базовая потребность. Сколько бы я ни падал, я всегда перезапускал бизнес и начинал заново. У меня было несколько попыток пойти на «нормальную» работу в наём, но они не увенчались успехом. Когда ты работаешь на другого человека, твои идеи далеко не всегда будут реализованы. С таким фонтаном идей и амбиций мне сложно было уживаться под чьим-то руководством. Если бы не было «жажды бизнеса», я бы уже давно работал в найме и не переживал о кризисах, ошибках, ответственности и рисках бизнеса.

– Жизнь – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Какой день (дни) в вашей жизни вы и через много лет будете помнить в мельчайших деталях?

– Тот день, когда я впервые приехал в Москву из Ставрополя. Я спрашивал у людей на улицах, как пройти до Красной площади. Никто не мог мне объяснить, разве что «садись в метро и поезжай», а мне хотелось дойти пешком. Мне казалось, что город меня не принимает, здесь всё чужое. Однако со временем я привык к Москве и начал основательно вести бизнес именно тут.

Наше досье

Роман Горбань, 41 год, Москва.

Образование: высшее. Коуч, спикер, игропрактик, генеральный директор компании «Корпоративные игры». Автор вебинара про продающие презентации, автор лекции по продающим офферам, автор более 50 различных игр для обучения персонала.

Опыт проведения игр на сплочение персонала, повышение мотивации команды в таких компаниях как «Сбербанк», «Яндекс», «Роснефть», «Газпромнефть», «МТС», OnePrice Family и др.

Блиц-опрос

Ваша главная черта характера?

Мечтательность.

Какие качества вы цените в людях?

Честность.

Что вас вдохновляет?

Видеть результаты своей работы, семья и отдых.

Ваше жизненное кредо?

Действуй, несмотря ни на что!

Ваша любимая книга и фильм?

«Мастер и Маргарита», «Жестокий романс».

Какое путешествие вам запомнилось больше всего?

Ретрит на Алтае.

Самый необычный подарок, который вы получали?

В Казахстане мне подарили тюбетейку, а на 30-летие – очень классную гитару, которая до сих пор лежит у меня.

Что для вас значат деньги?

Возможность реализовать потенциал и свобода

Через 10 лет я буду…

…известным спикером и ментором, буду разрабатывать игры для бизнеса в путешествиях!

Сергей Мельников

Сергей Мельников

Обозреватель «Жажды»

Вверх
Сделать сайт лучше