Элитное инвестирование.
Инвестиции в искусство для молодых, смелых и интересующихся людей – дело очень увлекательное, и, однажды ввязавшись за него, можно и «подсесть», став настоящим коллекционером. Не случайно, инвестиции в искусство финансисты относят к так называемым «passion investments», или инвестициям в хобби. К ним также можно отнести часы, ювелирные украшения, породистых лошадей, вино, ретро-автомобили и т.д. Как говорится, люби то, что делаешь, и делай то, что любишь.
Тем не менее, этот тип инвестиций один из самых сложных и рискованных. Как в любой профессиональной сфере, в этом направлении есть свои нюансы. Необходимо обладать серьезными знаниями, а также культурой и финансовой подготовкой, чтобы искусно маневрировать в мире аукционных домов и галерейного бизнеса, чтобы самостоятельно давать адекватную оценку тому или иному произведению. Именно этим и занимается моя компания в Лондоне – «Maiastra Art Advisory». Мы помогаем интересующимся настроить свою навигацию в мире искусства, делясь с коллекционерами и инвесторами нашим многолетним опытом в индустрии.
Инвестиции в искусство можно разделить на два сегмента. Путь первый: вложения в современное искусство. Этот путь доступен большому кругу коллекционеров, так как в этот сегмент можно войти с относительно небольшим стартовым капиталом (от 5,000 фунтов в Англии и от 1,500/2,000 фунтов). Если, например, покупать современных русских авторов, которые, надо сказать, очень сильно недооценены на Западе и в России сегодня. Вся суть заключается в том, чтобы увидеть потенциал художника и перспективы его роста. Если художник будет продолжать выставляться в галереях, работать и рекламироваться, то он неизбежно станет более известным, а это значит, что его картины будут расти в цене. Важно помнить, что этот рынок обладает более высоким процентом риска на вложения. Поэтому каждый шаг мы проверяем, и если принимаем решение о вложении средств, то гарантируем клиенту прибыль.
Путь второй: покупать картины известных авторов, таких как Мане, Ренуар, Ботичелли, Тициан, Рембрант, Пикассо, Шагал и т.д. В русском искусстве – это Айвазовский, Репин, Шишкин, Левитан, Коровин, Дейнека. Это так называемый сегмент «blue chip», который требует серьезных капиталовложений, но и возврат на инвестицию тоже пропорциально выше. Шедевры не падают в цене и на них всегда спрос, даже в самые кризисные времена, просто потому, что больше такой работы никогда не будет.
Если отбросить эстетическую составляющую и смотреть очень технически на инвестиции в этот сегмент, то на стоимость картины влияют следующие факторы: размер работы (метровые работы продаются лучше всего); мидиум (масло, холст, как правило является самым продаваемым материалом); провенанс или история картины (чем больше выставок, иллюстраций работы в каталогах, тем лучше), также на цену влияет именитость предыдущих владельцев (так, например, картина шестидесятника из коллекции Георгия Костаки будет цениться в разы больше, чем соотносимая вещь из обычного частного собрания). Самые дорогостоящие – это вещи из старых, фамильных собраний, ранее не «засвеченные» на рынке, в нетронутом состоянии, со следами времени. На цену может благоприятно повлиять также «вековая пыль» и «родной» подрамник.
В современном искусстве на цену влияет несколько факторов. Важно, где выставляется художник, какие галереи, музеи и ярмарки его представляют, а также кто его покупает (мода тоже играет свою роль). Например, если автор участвовал в Венецианском биеннале или же выставлялся в таких крупных мировых музеях, как МоМА, то это подобно «Оскару» для художника.
Я всегда рекомендую читать статьи ведущих кураторов и отслеживать тех художников, на которых они обращают внимание. В Лондоне для меня это главный куратор галереи «Серпентайн» Ханс-Ульрих Обрист или же арт-критик Паоло Коломбо, который был главным куратором мадридского биеннале, а также составителем программы постоянной коллекции Стамбульского музея современного искусства. Очень полезно посещать выставки в ведущих галереях Лондона и интересоваться их программой: White Cube, Serpentine, Tate, Whitechapel Gallery, Houser and Writh, аукционный дом Philips, ярмарка Frieze. Хорошо осуществлять такие посещения с кем-то, кто ориентируется в этой индустрии: арт-дилер или эксперт. Когда появляется идея инвестировать в искусство, необходимо погрузиться в атмосферу и информационную составляющую.
Выгодность вложений и историческую прогрессию продаж можно отслеживать на таких сайтах как artnet, artprice. Согласно отчетам индекса Artnet AG, инвестиции в картины таких современных художников, как Энди Уорхол или Дэмьен Херст, приносили больший доход, чем вложения в акции из индекса Standard & Poor’s 500, за последнее десятилетие. На Лондонской фондовой бирже есть также специальный индекс Mei Moses Art, который определяет цены на живопись. Mei Moses Art Indices – инструмент для анализа данных арт-рынка, который судит о силе арт-рынка в сравнении с другими классами активов. Он делает это, анализируя повторные продажи работ на аукционных площадках Sotheby’s или Christie’s и отслеживая изменения в стоимости покупки с течением времени. Рост этого индекса опережает индекс S&P 500 – самый важный индекс фондового рынка США. В прошлом году индекс был приобретен аукционным домом Sotheby’s.
Я бы также рекомендовала четко отслеживать аукционные продажи и сами торги. С каждым годом аукционные продажи имеют все большее влияние на мир искусства. Это лакмусовая бумажка, отражающая состояние арт-рынка. Это арт-биржа и немного казино – из-за уровня азарта, непредсказуемости и наличия своих внутренних интриг.
В Лондоне с 5 по 7 июня 2017 года прошла «Русская неделя» искусства, когда четыре ведущих в этом сегменте аукционных дома – Sotheby’s, Christie’s, Bonham’s и MacDougall’s – друг за другом устраивали русские торги на протяжении недели, и это одна из причин, почему по торгам в Лондоне можно судить о востребованности русского искусства по всему миру. Следующая неделя русского искусства обещает показать много действительно интересных вещей. Тем более что сейчас время покупать русское искусство: цены ниже, чем они когда-либо были за последние 7-8 лет. Так, аукционный дом Sotheby’s представит четыре картины музейного уровня из крупнейшей американской коллекции, а также высококачественную живопись Алексея Боголюбова «Вид Венеции» (Эстимейт: 250,000 300,000 фунтов) и Константина Крыжитского «Лесной пейзаж» (Эстимейт: 80,000-120,000 фунтов). А Christie’s представят изумительный и совершенно недорогой портрет Бориса Григорьева (Portrait d’un jeune garçon, Эстимейт: 100,000-150,000 фунтов). Думаю, что многие из лотов сильно поднимутся в цене по результатам торгов. По крайней мере, уже с первых дней просмотра (кстати, на предаукционную выставку и аукцион может прийти каждый) публика выражает большой интерес.
Тем не менее покупать искусство зачастую выгоднее через арт-дилера или арт-консалтинговую компанию. Так, например, если аукцион взимает около 25% сверх стоимости на торгах, то арт-консалтинговые компании берут около 10-15% с конечной стоимости.
Инвестирование в искусство, безусловно, сильно отличается от коллекционирования. Коллекционер – это человек одержимый, который будет покупать не потому, что привлекательна цена, а скорее, потому, что нашел что-то, чего у него нет, что-то уникальное, от которого теряешь сон и спокойствие. Проработав много лет в аукционном мире, я значительно переоценила то, что я считаю состоянием. Когда человек покупает картины Моне за 30 млн долларов, то он, конечно, завтра не будет голодать. Итак, инвестирование в искусство можно охарактеризовать как элитное искусство инвестиции. Тем не менее на Западе зачастую вложениями в искусство и коллекционированием занимаются для поднятия социального статуса, интеллектуального развития. Это рассматривается как символ определенного уровня образования. Коллекционирование – это познание мира, удовлетворение эстетических потребностей, инстинкта цели, ну и, несомненно, долгосрочное вложение денег.