Маленький, но гордый продакшн

Как зомби-сериал помог ребятам из провинции достичь миллионных оборотов
  • 11.01.2017

В августе 2012 года трем выходцам из Ижевска пришла в голову идея снять пилотную серию собственного зомби-сериала «Грешники». Режиссером выступил Виктор Митрофанов, оператором – Никита Луппов, сценаристом – Александр Запевалов. В качестве административного ресурса в команду пригласили барышню – Елизавету Главатских. После откликов на пилот, опубликованный на YouTube, последовало приглашение разработать сериальный контент для Google. После чего ребята решили организовать полноценный продакшн. Сейчас они занимаются созданием видеоконтента для телеканалов и частных заказчиков, снимают вирусные ролики и обучающие фильмы. Что касается названия «11:47», то, по официальной легенде, продакшн-студия родилась в 11:47 по ижевскому времени в 1147 км от Москвы.

Стартового капитала не было. Скорее, наоборот – команда существовала в режиме «минус 700 тысяч», вложенных в пилот зомби-сериала. При этом не иссякал поток клиентов – это event-заказы (выездные киностудии, юмористические корпоративные фильмы). Поскольку в компании было всего 4 человека, реализация таких заказов позволяла держаться на плаву и активно развиваться.

В первый год существования компании были наняты дополнительные монтажеры, а в Ижевске появился бэк-офис, состоящий из 8-10 сценаристов на окладе для постоянной генерации большого количество контента – юмористических сериалов короткого формата.

Елизавета Главатских: «Мы сняли шикарную квартиру за 150 тыс. рублей с джакузи и безвылазно что-то снимали в ней. Комнаты были одновременно студиями для съемок, в некоторых из них стояли декорации – например, новостная студия».

В 2012-м появлялись первые ласточки профессионального видеоконтента, который совершенно не приживался в Сети. А если и приживался, то был абсолютно не рентабелен для производителей и инвесторов. Интернет нужен был для короткого и смешного «самопала» (так называемых UGC-роликов), а профессиональный контент (например, сериалы) – лучше всего смотреть на экране телевизора или в онлайн-кинотеатре, но не на YouTube.

Елизавета Главатских: «Мы активно посещали курсы именитых голливудских сценаристов и продюсеров. Во время одного из таких с нами был разорван контракт, связанный с производством потока из 10-12 сериалов. Собственно ради этого контракта мы и «организовались» в условно полноценную компанию, перестав влачить существование кучки фрилансеров-энтузиастов».
1aya

Команде пришлось встать на путь выживания – сотрудников нужно было кормить и выполнять данные им обязательства. Выручил видеоконтент для event-сферы (видеопоздравления, love-стори, корпоративные блокбастеры). От ижевского бэк-офиса со сценаристами пришлось отказаться – нужный объем заказов иссяк.

Елизавета Главатских: «В это время мы писали сценарные заявки для телеканалов, начали снимать развлекательный телеконтент, создали 8-серийный интернет-сериал, пытались выполнить задачу по адаптации западного сериала (увы, не вышло), создали свою франшизу по выездной киностудии. Брались за все, в чем есть корень «видео». В 2015 году компания «11:47 продакшн» перестала существовать в своем первозданном виде. Появилась компания «11:47 МЕДИА» во главе с Виктором Митрофановым. В данный момент он является продюсером телеканала ТНТ. Компания позиционирует себя как «независимый интернет-канал». Ему же принадлежат все права по развитию франшизы выездной киностудии. За судьбой этой компании мы не следим, так как нас больше не связывают с Виктором партнерские отношения и обязанности соучредителей».

Вторая компания с основным «костяком» продакшна называется «11:47 ПРОДАКШНС», и в нем изменен состав учредителей. К Никите Луппову и Лизе Главатских в качестве соучредителя добавилась Евгения Кашапова, ранее занимавшая должность наемного генерального продюсера в компании.

Елизавета Главатских: «За 2015-2016 год мы сменили курс. Отказались от event-направления, развиваясь в области производства развлекательного телеконтента для кабельных каналов (группа каналов «Амедиа» и онлайн-сервис «Амедиатека», кабельный канал Первого канала «Бобер» и т.д.). В 2017 год входим с новым вектором – производство ТВ-рекламы. Мы отказались от потокового низкобюджетного производства развлекательных программ в том же объеме в пользу точечного, но высокобюджетного рынка телерекламы.
11:47

Грабли большие и маленькие

Ребята до сих пор надеются выпустить книгу «1147 ошибок продюсера». Каждую ошибку в виде статьи они публиковали в своем блоге, но, по словам Елизаветы, сейчас обленились. В статьях были представлены обзоры основных «грабель» в надежде предостеречь юных продюсеров. Если кратко, то вот основные ошибки всех новичков:

– Попытка совместить «ремесленные» специальности с управляющими должностями. Ты либо сам производишь видео, участвуя в процессе непосредственно, либо управляешь теми, кто производит видео в качестве менеджера. Усидеть на обеих табуретках очень сложно. Лучше не пробовать.

– Нельзя заранее радоваться и раскатывать губу. Самые сильные мира сего в области продюсирования и видеопроизводства могут звать тебя на встречи и обещать невиданное, но затем пропасть навсегда. А если ты уже заранее заявил о том, что «что-то будет», попадаешь в некрасивую ситуацию. Так что обо всех успехах и проектах – только постфактум по мере их свершения, и никогда – до.

– Если говорить о граблях локального характера, то это «зеленый попугай» (когда на съемку с братьями Запашными на зеленом хромакее, продюсер заказала зеленого же попугая, который сливался с фоном); «Дал Хагриду почитать» (когда звукорежиссер для чего-то дал почитать сценаристу единственную распечатанную версию сценарного плана, поэтому на площадке во время съемок сценария не оказалось – его «читали») и т.д.

11:47

Москва слезам не верит

Елизавета Главатских: «Самое сложное – перестать быть ремесленниками, примерив на себя функции руководителей и собственников компании. Не может существовать и развиваться компания, в которой все – «творцы». Это утопия! Кто-то должен взять на себя обязательства ежедневно заниматься всем тем, что не сопряжено с непосредственным творчеством: персонал, быт, налоги, юридические проблемы, зарплаты, поиск новых клиентов и развитие отношений с ними».

Первые 2 года этим занималась сама Елизавета; после того, как она стала мамой, функции возложил на себя Никита Луппов. Он и является директором в данный момент: занимается операционным управлением, держит в голове всю финансовую картину. Второй соучредитель реализует все входящие проекты как генеральный продюсер или распределяет их между продюсерами на аутсорсе и в штате. Елизавета оказалась в начале воронки продаж – занимается тендерами и поиском новых клиентов.

Чтобы отрегулировать и упорядочить работу творческого коллектива необходимо… уволить всех и нанимать «творцов» исключительно под задачи конкретного проекта, а не держать подобных специалистов в штате.

Елизавета Главатских: «Продакшн-компания нашего формата и уровня развития не может позволить себе держать в штате режиссера, сценариста, оператора, локейшн-менеджера или кастинг-директора. Это будут зря потраченные на зарплаты деньги, а также миллионы экзистенциальных проблем: «Ах, не для того я рожден, чтобы рекламным клиентам в рот смотреть и прихоти выполнять». Творцам будет плохо, уныло и грустно. При этом собственникам бизнеса будет еще хуже, потому что ни о какой дисциплине, KPI, регламенте не будет идти и речи. Для творца работа в офисе – клетка, для коммерсанта – виселица. Из-за долгов и порушенных отношений с клиентами, с которыми сценаристы и режиссеры будут вечно спорить: «А я так вижу!».

В видеопродакшне главный – продюсер. Он под клиентские задачи подбирает нужную команду: вот у этого сценариста хороший опыт написания пафосных манифестов для рекламы. Вот у этого режиссера/оператора/художника по костюмам/саунд-дизайнера/фотографа в портфолио работы нужной специфики.

На каждый проект команда собирается словно паззл. Управление креативными людьми не подчинено бизнес-процессам, оно локально и кратковременно, еще и иерархию в какой-то момент возглавляет режиссер, а не продюсер. Но на то он и проект – конечный, с ясным и внятным финалом, в результате которого все разошлись искать новые проекты. В данный момент в компании работают несколько продюсеров-универсалов (они могут написать концепт для тендера, сценарий к телепрограмме, взять интервью, организовать весь процесс под ключ), а также монтажеры.

11:47

Производство

У каждого проекта свой временной цикл производства. Например, рекламный ролик для ТВ. Чтобы запустить его в производство, необходимо выиграть тендер. На поиск релевантного конкурса обычно уходит день. Существуют специализированные сервисы, которые готовят соответствующую рассылку. Подготовка документации, креативного и коммерческого предложения – еще неделя-две. Затем процедура конкурса и согласования – она может длиться месяц. Затем наступает работа над сценарием, препродакшн, отраженный в PPM-буклете (локации, кастинг актеров, подбор костюмов, эскизы декораций, раскадровка, режиссерский сценарий и т.д.). Сама съемка составляет 1-2 дня. Затем еще неделя уходит на монтаж, цветокоррекцию и саунд-дизайн.

Елизавета Главатских: «В реальной жизни, правда, сроки бывают в духе «внезапно» – это когда сегодня мы выиграли тендер, и по условиям договора через 5 дней ролик уже должен быть в эфире. Бывают проекты, которые длятся годами, в таком темпе работают государственные структуры, много времени уходит на согласование концепта, сценариев».

На этапе препродакшн участвуют обычно 1-3 человека (в основном это просто продюсер, который консультируется у узких специалистов). Во время съемок группа достигает 50 человек (осветители, ассистенты, гримеры, хлопушки и т.д.). На этапе постпродакшн – снова 1-3 человека (режиссер монтажа, саунд-дизайнер и тот, кто делает цветокоррекцию, например).

11:47

Проекты со звездами

1. Серия рекламных роликов банка РСХБ с участием Олега Сироты – это фермер, который основал производство русского пармезана. Эта серия отправлена на международный фестиваль рекламы Red Apple.

2. 2 года команда «11:47» делает телепрограмму «Эпизоды» с Туттой Ларсен – обзор сериальных новинок. За это время гостями и участниками программы были сотни звезд: от «той самой из клипа про лабутены» (актриса Юлия Топольницкая) до инстаблогера Ирины Горбачевой. Еще Диана Арбенина, двойник Путина – Дмитрий Грачев, Александр Гордон, Владислав Лисовец, Николай Цискаридзе, Дмитрий Пучков, камеди-дуэт «Сестры Зайцевы», Антон Беляев, Юрий Грымов, Михаил Галустян, Бригада «У», Анастасия Задорожная и многие другие.

Сейчас для этого же клиента (группы каналов «Амедиа» и онлайн-сервиса «Амедиатека») компания делает программу с Ольгой Шелест.

3. В портфолио продакшн-студии 400 программ для кабельного телеканала «Бобер» – это проект Первого канала. Критиками программного контента выступают самые дорогие зрители – родители «творцов». Родителям очень нравится. Для «Бобра» компания разработала и графическое оформление, которое победило в номинации «Лучший дизайн кабельного ТВ» на IV ежегодном конкурсе «МедиаБренд-2016».

11:47

Итоги года и ожидания

Эксперты пишут о развитии глобальной сети рекламных агентств. Реклама становится транснациональной, а рекламные агентства – международными. Происходит поглощение крупными рекламными сетевыми агентствами небольших компаний. В видеопроизводстве наблюдается то же самое: например, холдинг «СТС Медиа» купил канал Caramba TV.

По словам Елизаветы, конкурировать, вероятно, будет все сложнее – рынок рекламы в России монополизирован. Независимые рекламные агентства вряд ли составят конкуренцию сетевым игрокам. Крупные компании могут минимизировать свои издержки и обеспечивать при этом разносторонний комплекс рекламных услуг для крупных рекламодателей.

Елизавета Главатских: «Мы как «всего лишь маленький, но гордый продакшн» можем только собирать «крохи» в надежде, скорее, на удачу, чем на какой-то системный подход. Но для нас есть и хорошая новость: по данным Международной федерации потребительских организаций, общее число пользователей рекламы приближается к 7 млрд человек, а сам рынок развивается в плане постоянного расширения спектра услуг, появляются новые, современные методы рекламы».

В этой связи усиливаются позиции интернет-рекламы. Небольшие продакшн-студии получают возможность делать не высокобюджетные, но креативные, действительно стоящие рекламные ролики для среднего бизнеса.

Елизавета Главатских: «Мы производим рекламный ролик, но его размещение не обходится заказчику в миллионные бюджеты, как в случае с медиа на ТВ. Клиент может позволить себе сделать таких роликов больше и заказывать их чаще. Вероятно, это вотчина, на которой мы сконцентрируемся в 2017 году. В наступающем году мы хотим реализовать задачи, вновь связанные с производством собственного контента (интернет-сериала, короткометражек или телепрограмм), заказ которых не связан с конкретным клиентом, а будет рожден в наших умах в режиме творческого вызова, а не исполнения брифа».
11:47

Продакшнс-студия в цифрах и фактах

Стартовый капитал

Такого в виде денежных купюр или счетов в банке не было. Совсем. Были идеи и личное время в неограниченном количестве на их осуществление.

Аренда и обеспечение офиса

До 150 тыс. рублей в месяц.

Инструменты продвижения

Телемаркетинг (была создана огромная книга продаж, наняты телемаркетологи, которые из Ижевска звонили по России); продвижение на event-событиях, участие в профессиональных выставках; email-рассылка и собственный отдел продаж; эксперименты с CEO и контекстной рекламой в соцсетях – все перечисленные способы имели мизерный эффект.

Ничего не может продвигать видеопродакшн, кроме хороших работ и выстраивания отношений с клиентом: с реверансами, глубоким приседом, деланием через «не могу» и созданием видеопродукта даже в тех условиях (быстро-дешево-качественно), когда это невозможно.

Сайт компании www.1147.pro.

Целевая аудитория

Продюсеры телеканалов и event-менеджеры и агентства. В течение 2016 года компания поменяла стратегию – отныне она ориентирована на рекламное видеопроизводство, теперь клиенты – директора по маркетингу крупных компаний, которые могут позволить себе рекламу на телеканалах.

Техническое переоснащение

110-140 тыс. рублей в квартал. Обычно происходит в рамках работы над конкретным проектом, когда сам проект требует обновления нашей базы.

Средний чек проекта

300 тыс. рублей.

Количество заказов в месяц

От 6 до 12.

Обучение сотрудников

В компании действует правило: каждый сотрудник может выбрать себе курсы повышения квалификации, и компания оплатит 50% стоимости. Например, Евгения Кашапова прошла курсы сценаристов в Школе драмы Германа Седакова и даже стала лучшей на потоке.

Алена Арбалетова

Алена Арбалетова

Обозреватель «Жажды»

Похожие статьи


Вверх
Сделать сайт лучше