персона

Илья Флакс: «Главное – не количество персонала, а энтузиазм и горящие глаза»

Владелец компании-разработчика софта в сегменте мобильного VR
  • 13.03.2017

Создатель компании Fibrum еще с подросткового возраста интересовался софтом и разработкой решений в сфере мобильной реальности. Уже в 15 лет он придумал игру «Азартные гонки», которой пользовались 400 тысяч человек. Позднее сфера интересов сместилась на социальные сети, software и hardware. Сейчас в компании Ильи Флакса трудится 20 человек, выполняющих работу с трехкратной интенсивностью. О том, как организовать свой бизнес, управлять кадрами и что актуально сейчас в сфере информационных технологий, глава Fibrum рассказал «Жажде».

– Что подтолкнуло вас заняться бизнесом? Чувствуете ли вы жажду предпринимательской деятельности, желание создавать один проект за другим? Можете ли вы назвать себя активным человеком, которому чужда статичность?

– Я всегда отличался высокой активностью, всегда в движении. Я с детства не люблю сидеть дома, просто не могу усидеть на месте. Мне хочется менять мир вокруг, приносить людям новые эмоции, впечатления и делать их счастливыми. Жажда инновационных продуктов есть, жажда менять мир к лучшему – тоже. Мне важно, чтобы вокруг меня люди жили в комфортной атмосфере, и я пытаюсь приложить максимум усилий, чтобы достичь своей цели. Это если говорить о желании вести свое дело, а «жажда бизнеса» звучит как-то слишком «про деньги». Мне не столько нужна прибыль, сколько положительный результат от моей работы.

– Расскажите о своем пути с самого начала. Возможно, какие-то эпизоды из детства стали толчком к развитию собственного бизнеса? Каков был ваш первый опыт разработки приложений или программного обеспечения?

– История берет корни еще в детстве. Пожалуй, самым началом можно назвать появление компьютера в моей семье. В 90-х люди могли только мечтать о времени, когда ПК будет в каждом доме, впрочем, как шлем виртуальной реальности сейчас. Поэтому интерес к технологиям был с детства, а благодаря родителям – возможность этот интерес развивать. В 15 лет я создал первую игру «Азартные гонки», в которой была целая вселенная, а играло в нее около 400 тысяч человек. Уже в это время я заработал свои первые серьезные деньги, на сегодняшний день около 50-100 тысяч долларов.

– А что было дальше? В каком направлении развивался ваш бизнес?

– Все время после этого я занимался предпринимательством, работая только на себя. В 2011 году была компания «Информ-Мобил», мы делали приложения для социальной сети «ВКонтакте». Возможно, помните «Фотостатус» и «ЯВконтакте». Мы были первыми по количеству пользователей – приложение установили 65 миллионов человек.

Большой опыт работы с играми и приложениями позволил создать Fibrum – организацию, занимающуюся сейчас разработкой software и hardware, проектами для мобильной виртуальной реальности. Теперь мы являемся мировым лидером по количеству органических загрузок в сегменте VR.

Илья Флакс

– С какими сложностями вы столкнулись в начале своей карьеры в качестве предпринимателя? Назовите основные ошибки, которых ранее можно было бы избежать. Позволяют ли провалы развиваться компании или же, наоборот, тормозят прогресс?

– Изначально Fibrum специализировался на разработке шлема виртуальной реальности. После игр и софта уходить в хард было сложно. Мы долго мучились с прототипом первого шлема, печатали модели на 3D-принтере и приматывали к нему линзы скотчем. Это были первые попытки создать новый продукт. Но позднее мы столкнулись с еще одной сложностью – была проблема найти завод, который согласился бы произвести необходимую нам небольшую партию и сделал бы это в срок. В итоге мы заказывали упаковки для шлемов сразу в трех местах, и к сроку успела только одна компания. Но и тут все было не совсем гладко. Надевать упаковки на коробки нам пришлось самим, уже сидя на вокзале.

Невозможно заниматься чем-то новым, не совершая ошибок. Однако важно не повторять их, а делать выводы, за счет которых бизнес будет развиваться дальше. А еще необходимо постоянно держать руку на пульсе, особенно если это рынок инноваций. Он постоянно изменяется, и спустя год может быть не актуально то, на что вы бросили все время и силы. В нашей сфере нет смысла топтаться на месте, предлагая пользователям неинтересные для текущего дня решения. Приходится все время следить за изменениями на рынке.

– Что сейчас попадает в сферу ваших интересов, на чем вы планируете сосредоточиться в большей степени?

– В 2014 году мы разработали качественный шлем, а уже в 2016-м на рынок хлынули более дешевые аналоги от китайских производителей. Однако всем им не хватает качественного контента. Людям нужно что-то смотреть, когда они надевают VR-шлем. Сейчас Fibrum сфокусировался на решении именно этой проблемы. Мы сосредоточились на том, что у нас всегда получалось хорошо, – на разработке софта. В начале 2017 года выпустили новый продукт: Fibrum Game Cards. Это специальные подборки приложений, которые сразу дают пользователю то, что он хочет, избавляя от мучительных поисков подходящего VR-контента. Лучшее доказательство того, что мы идем по верному пути, – это интерес сторонних производителей мобильного VR к нашим приложениям и желание сотрудничать.

– Что может помешать начинающему бизнесмену? Важно ли для предпринимателя мнение окружающих людей?

– В большинстве случаев это не только материальные ограничения, но и внутренние преграды, психологические ступоры. Действительно, мешать могут сомнения. Нужно твердо идти к своей цели, не останавливаясь после ошибок и неудач. И никогда не слушать, что думают по этому поводу остальные. Важно именно то, что вы считаете правильным и нужным, поэтому принимать решения следует, руководствуясь собственными знаниями и опытом. Никто не понимает в вашем бизнесе, в сотворенном вами деле лучше, чем вы сами. Ориентируйтесь на себя. Если это дело, которым вы горите, никто лучше вас с этим не справится. Ну и конечно, сложно добиться успеха без команды, которая увлечена делом так же, как и вы.

Илья Флакс

– Посоветуйте сервисы или инструменты, позволяющие облегчить ведение бизнеса, упорядочить производственные процессы? Какие приемы и техники вы применяете в повседневной работе?

– Поскольку я работаю с софтом, то мне близко использование самых разных программ и приложений, в том числе онлайн. Назову основные из них, кратко охарактеризовав каждую.

Worksection – это удобная система, позволяющая управлять проектами, которой пользуется весь наш коллектив. Она помогает мне составлять список задач на день и отслеживать работу над проектами.

Gmail – почтовый сервис, к которому я чаще всего обращаюсь.

Календарь Apple и дополнение к нему «Google Календарь» – инструменты для планирования событий.

Mindjet – хороший сервис для составления карт мыслей, помогает структурировать и упорядочить цели и задачи.

Использую еще мессенджеры для общения, чаще всего – iMessage, WhatsApp, Telegram.

Уже со школьной скамьи я привык считать деньги, поэтому веду строгий учет поступающей наличности. Когда ты знаешь, сколько денег у тебя есть в запасе, сколько ты можешь потратить, то без труда раскроешь секрет увеличения капитала. В рамках компании FibStone мною была создана система Casher, благодаря которой удается без труда управлять бюджетными средствами.

Dropbox – неплохое место для хранения файлов и архивов.

Chrome – наиболее удобный из всех браузеров для посещения сайтов и поиска информации в Сети.

Facebook и Instagram – те социальные сети, которые я посещаю регулярно.

Еще мне нравится приложение Pocket, оно помогает хранить массив статей и текстов, а при необходимости открывать их снова.

– Как управлять людьми максимально эффективно? И все ли решают кадры в вашем бизнесе?

– Об этом, наверное, стоит спросить моих сотрудников, не хочется говорить о себе. Я лучше скажу, что все, чего добился Fibrum, было бы невозможным без моей прекрасной команды. У всех нас горят глаза, и каждый делает для успеха все возможное. У меня иногда спрашивают: «У вас столько продуктов – и шлем, и приложения, и платформа, и В2В проекты… У вас, наверное, работает человек 100?» А я отвечаю: «У нас работает около 20 человек, потому что главное – не количество, а энтузиазм и горящие глаза». Конечно, опыт и командная игра тоже важны.

– На чем сейчас сосредоточена основная работа компании? Можете ли вы назвать конкретные цифры, отражающие популярность ваших приложений у реальных пользователей?

– Сейчас основным проектом является разработка мобильных VR-приложений. В период католического Рождества приложения Fibrum были загружены 933,943 раза. С 2014 по 2015 годы органические загрузки выросли дважды, в период с 2015 по 2016 годы – в 3,5 раза. В 2017-м компания планирует увеличить показатели в 5 раз.

Илья Флакс

– Какими личными качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем? Каким должен быть руководитель компании?

– Успешный предприниматель, определенно, должен быть целеустремленным лидером, чтобы вести за собой команду. Помимо этого, важно разбираться в людях, уметь найти к ним подход и мотивировать на продуктивную работу. Начиная свой бизнес, необходимо тщательно все планировать, систематически подходить к процессу и немного обладать даром предсказания, чтобы понимать, как будет развиваться рынок. Особенно важно это для инновационных компаний. При наличии определенных задатков эти качества можно в себе развить, при условии постоянной работы над собой. Лично я с детства не боялся смотреть на мир иначе. Только так можно создать инновационный продукт.

– Чем вы занимаетесь, когда появляется свободная от работы минутка? Хватает ли вам 24 часов в сутки, чтобы сделать все, что вы запланировали, в том числе выполнить задачи, касающиеся личной жизни?

– В детстве ходил на музыкальные занятия, любил рисовать, неплохо играл в шахматы и интересовался лыжами. Сейчас основное увлечение – то, чем я занимаюсь ежедневно, то есть моя работа. В ближайшие месяцы или годы (как получится) планирую прыгнуть с парашютом и освоить йогу.

Очень люблю путешествовать в страны с жарким климатом, где обязательно имеется теплый пляж, океан, естественная природа и сказочные водопады и другие водоемы. Европу я не рассматриваю как место отдыха, поскольку она не особо меня привлекает как туристическая зона.

В последние месяцы особое внимание уделяю спорту. Тщательно слежу за режимом дня, встаю в 5 утра, а в 8 у меня уже силовая тренировка. Спорт играет большую роль в поддержании жизненного тонуса и позитивного мышления.

– Как вы считаете, ваш бизнес перспективен? Найдете ли вы покупателя для своих продуктов в ближайшие годы?

– Согласно исследованию Tractica, совокупный оборот VR-индустрии за период с 2014 по 2020 годы составит 40 миллиардов долларов. Сейчас в мире смартфонами пользуются около 2 миллиардов человек, и все они являются потенциальными пользователями мобильного VR. Приложения Fibrum разрабатываются как для устройств на Android, так и на iOS.

Согласно другому исследованию, 33 миллиона человек планируют приобрести первый VR-шлем, потратив не более 100 долларов. Fibrum Pro с годовой картой доступа к приложениям стоит 79 долларов и попадает в данную ценовую категорию.

Мобильная VR-индустрия в целом является основным драйвером развития рынка VR благодаря низкой цене и большей доступности. В отличие от шлемов, работающих с ПК, таких как HTC Vive или Oculus Rift, они не требуют долгого и сложного процесса настройки.

Наше досье

Илья Флакс, 30 лет, Казань, Москва

Основатель Fibrum – российской компании-разработчика software и hardware решений в сегменте мобильного VR.

Компанией было разработано:

  • 33 мобильных VR-приложения.
  • 18 млн органических установок по всему миру.
  • 4,5 млн органических запусков приложений в месяц.
  • 1 млн новых органических установок в месяц.
  • 25 тыс. мобильных VR-шлемов было продано в России и за рубежом.
Илья Флакс

Кратко

Основная черта характера?

Целеустремленность.

Что вы цените в людях?

Честность и надежность.

Какое путешествие запомнилось больше всего?

Каждое из моих путешествий по-своему запомнились, сложно выделить что-то одно.

Последняя прочитанная книга?

«От хорошего к великому», Джим Коллинз.

Подарок, который вам запомнился?

Их так много, и они все прекрасны. Не могу выделить что-то одно, люди дарят подарки с любовью и энергией, поэтому каждый из них уникален.

Главный источник вдохновения?

Работа.

Жизненное правило?

Наслаждайся каждым мигом.

Через 10 лет я буду…

…на 10 лет старше.

Кристина Фирсова

Кристина Фирсова

Обозреватель «Жажды»

Вверх
Сделать сайт лучше