персона

Павел Пискарёв: «Нужно всегда искать вдохновение и ставить сложные, но решаемые задачи»

Автор метода «НейроГрафика», доктор психологических наук, профессор, архитектор эпохи «метамодерн», ректор Института психологии творчества
  • 02.08.2023

Герой нашего интервью – настоящий «человек-оркестр», освоивший за свою интересную жизнь множество направлений деятельности – от архитектуры до психологии. В настоящее время Павел Пискарёв известен, в первую очередь, как автор уникального психологического метода «НейроГрафика», которому он обучает всех желающих в своём институте. В интервью «Жажде» Павел Михайлович рассказал о своём жизненном пути, а также поделился советами, как сохранять психологическое здоровье, когда вокруг происходят не самые приятные события.

– Кем вы мечтали стать в детстве? Где выросли и учились?

– Моряком. Всегда мечтал быть путешественником. Сегодня, будучи психологом, я понимаю, что это было стремление к морю, к самости. И свои мечты полностью удовлетворил: учился в морском училище, стал инструктором дайвинга, шкипером. И, где бы я ни был, всегда жил на берегу моря.

Эта страсть появилась давно. Я одессит, а любовь к морю у нас – это культурно вшитый код. Первой картинкой, которую я увидел в жизни, была татуировка парусника на плече у отца.

Живя в СССР, я мечтал о путешествиях за границу, хотел увидеть другой мир. В то время это могли себе позволить только моряки и дипломаты. Ну и, конечно, свою роль сыграли книги – романы Жюля Верна про капитана Немо и истории про пиратов разбудили страсть к познанию мира.

Вообще в глубинной психологии тяга к морю и океану символизирует стремление к душе. Это был своеобразный способ для советского человека познать себя, когда религия была запрещена.

– Когда вы приняли решение пойти по профессиональному пути изучения души? Как пришли в психологию?

– Можно сказать, что я родился на сцене: когда мне было 9-10 дней, родители принесли меня в театр и потом часто брали на репетиции. Поэтому я с раннего детства видел, как люди играют в людей, рос на классической литературе. И эта ценностная ориентация, которая в концентрированном виде существует в театре, заложена в меня с самого детства.

Потом была мореходка и архитектура. В возрасте 27 лет я понял, что хочу заниматься с людьми. Поэтому отказался от архитектурной карьеры и начал искать свой путь: ездил по монастырям, ретритам, заканчивал психологические курсы, факультеты. И с тех пор не останавливаюсь уже более 30 лет.

– Вы – основатель и ректор Института психологии и творчества. Чем он занимается, какие услуги оказывает?

– Есть несколько направлений деятельности:

  • образование – от курса начальной подготовки до высшего уровня, который позволяет стать наставником жизни;
  • лаборатория – разработка методов и программ;
  • театр – социальное конструирование.

– В чем уникальность метода «НейроГрафика»? Как вы его придумали и как используете в работе?

– «НейроГрафика» – это искусство на очень глубоких психологических основаниях. Её уникальность в двух приемах:

  1. Линия, которую никто раньше так не рисовал, – линия Пискарёва.
  2. Организация композиции, называемой методом сопряжения. Это уникальный эстетический эталон, который выводит нас на уровень искусства. Построение композиции идет по определенному алгоритму, который позволяет пережить глубочайшее психологическое путешествие.

Название для своего метода я придумал быстро, а вот над созданием линии пришлось потрудиться. Много десятков мучительных часов я рисовал, понимал, что неправильно, было больно, но продолжал искать. И в итоге получил «выношенный плод» – уникальную нейролинию.

– Кому будет полезно обучение в вашем институте?

– Стать профессионалом в «НейроГрафике» может каждый, все студенты в процессе обучения проходят одинаковую подготовку. Причём ваши навыки рисования не так важны. Наоборот, если вы никогда не рисовали, вам будет проще, чем тем, кто постиг классику, академический рисунок. Потому что здесь другие линии и композиции, которые проще освоить с нуля, чем переучиться.

– Почему творческим людям, как правило, трудно построить успешный бизнес?

– Я не согласен с этим. Считаю, что только они и могут построить успешный бизнес. Есть действительно творческие люди, которые создают новое. А есть те, кто занимается в кружках художественной самодеятельности и просто ищет развлечений. Первые легко добиваются успеха, вторые – нет, потому что у них нет стремления к продуктивной деятельности.

Творческий человек – всегда производственник, трудяга. При этом социально ориентированный: понимает заказчика и целевую аудиторию, кто и как будет использовать его продукт.

– Можно ли жить без стрессов? Как развить в себе стрессоустойчивость?

– Это два разных понятия. Развивать стрессоустойчивость значит накапливать и постепенно наращивать стресс, начиная с малого. Как в средней школе: сначала мы учимся писать цифры, затем их складывать, делить, решать уравнения и так далее. Стресс и уровень его восприятия растут от простого к сложному, от малого к большему вместе со сложностью задач.

А научиться жить без стресса – это, вроде как, и не жить. Сам по себе стресс не является чем-то плохим. В целом жизнь можно назвать мобилизацией нашего потенциала, а стресс – её стимулом. Вопрос – в пропорциях стресса по отношению к возможностям. Не нужно брать на себя тот, который не можете реализовать.

Чтобы вырасти в большой масштаб в жизни, нужно везде наращивать и поддерживать свою стрессоустойчивость. Начиная от холодного душа и физических упражнений до сложной информационной политики на уровне бытийных задач: философских, духовных, социальных, коммуникативных.

– Поделитесь рекомендациями, где предпринимателю искать источники вдохновения, чтобы не скатиться в рутину и депрессию?

– Искать вдохновение, постоянно ставить себе сложные, но решаемые задачи. Если брать нерешаемые, то опустятся руки, а если простые, то станет скучно. А затем, когда будут достигнуты все поставленные цели, браться за новую для себя деятельность.

С помощью «НейроГрафики» и других инструментов нашего института можно системно приводить себя к вдохновению. Поэтому этот метод так хорош и полезен для всех. Здесь всегда ставится задача и дается алгоритм её решения, который помогает пережить состояние инсайта, эврики, сопряженное с вдохновением.

– Как не сойти с ума, когда в мире и стране происходят такие события? Если можно, дайте несколько советов нашим читателям.

– Чтобы снять сложность проблемы, нужно посмотреть в прошлое или зайти в будущее, например, ответить на вопрос, как вы будете думать об этом через 10 лет. Если сравнить нынешние времена с событиями столетней давности, то можно сказать, что мы живем в детской песочнице.

Люди страдают, потому что проецируют свою тревожность и проблематику на внешнюю среду. То, что сейчас происходит, – это гуманная трансформация, если сравнить, например, с событиями 1917 года. Да, она, несомненно, тяжелая, но в целом довольно мягкая. Мы привыкли жить в сахарнице, но жизнь – не банка варенья, поэтому не нужно преувеличивать трагизм ситуации.

– Что делать, если накрыла паническая атака?

– Выдохнуть, принять холодный душ. Лучше всего выйти на улицу, погулять на природе. Вид на поле или берег моря моментально избавляет от невроза, который появляется внутри нашего тела из-за замкнутых пространств. Когда долго сидим в помещении, в нас накапливается стресс, и свое состояние мы ассоциативно переносим на окружающие предметы.

Даже простое проветривание квартиры может вывести из состояния панической атаки. В «НейроГрафике» тоже есть прекрасный экспресс-метод, с помощью которого можно за 10–15 минут снять любую паническую атаку.

– Что вас отличает от других психологов?

– Объёмное мышление. Психологическое образование линейно и построено на диалогах. Эта наука зарождалась в период, когда сознанию придавались функции зеркала, то есть отражающего механизма. А архитектурное мышление – созидательное, творческое, конструктивное, 3D.

В этом смысле я – представитель школы конструктивизма, которой никогда не существовало в психологии как таковой. Я считаю себя автором, но не просто изобретателем и первопроходцем. Я вкладываю в это слово более масштабный философский смысл.

– Были ли у вас падения в вашей деятельности? Если да, то как вы себя мотивировали, чтобы подняться и идти дальше?

– Были. Я менял деятельность и сейчас чётко понимаю, что у каждого проекта есть рамки: сроки начала и завершения. И у любой деятельности есть спады. Вопрос в том, хотите ли вы после такого спада продолжать деятельность в том же контексте или лучше его изменить? Например, можно быть архитектором, потом психологом. Уйти в философию, стать моряком. Необязательно всю жизнь заниматься чем-то одним.

У любой деятельности есть свой режим, и я научился предчувствовать, прогнозировать эти спады, различать их у других людей. Это стало основанием для бизнес-идеи в виде консультативной деятельности.

Я понял, что в определённый момент жизни нужно что-то менять. И что если я хочу играть в долгую, то нужно научиться управлять режимами развития, не торопиться, создавать проект медленно. Таким образом управлять жизнью, понимая этапы развития всех процессов.

Это не вопрос банального выгорания и попытки возродиться в той же роли, в том же месте, при тех же данных. Я меняю форму жизни, которую воспринимаю как пьесу, где декорации меняются, а человек остаётся. Важно не загонять себя в рамки одной роли, потому что так можно быстро выгореть. Нужно быть гибкими в самоопределении.

– Мешает ли ваша деятельность личной жизни?

– Помогает. Дом – это пространство для жены, семьи. Любая женщина счастлива, когда муж со своей бурной энергией не проводит там всё своё время и не строит патриархальных порядков. Я всегда заряжен, поэтому считаю, что моя деятельность только помогает семье.

– Как предпочитаете отдыхать? У вас есть хобби?

– Более 40 лет я каждый день занимаюсь боевыми искусствами. Люблю морские виды спорта – хожу на лодке под парусом, с веслом, аквалангом. Много гуляю. Несколько лет назад начал учить танцы и уже неплохо танцую сальсу.

– Поделитесь планами на ближайшее будущее.

– Из личного: планирую начать проект «Золотой Будда» – возвращение к накоплению духовной энергии, где будет много медитаций и ретритов. Последние 18 лет я очень плотно работал с людьми и корпорациями, поэтому хочу отдохнуть, сходить в горы, восстановиться.

Из профессионального: планирую развивать проект «Театр», чтобы он стал не менее масштабным, чем институт. Хочу построить 40 ландшафтных театров под открытым небом в виде парков, скверов. Без классических помещений, сцен, кулис и так далее.

– Как говорится, жизнь – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Какой день вы и через много лет будете помнить в мельчайших деталях?

– Можно многое вспомнить. Я обычный человек и невероятно радуюсь простым вещам: когда сын сдает экзамен по математике на архитектурный факультет или, когда дочь выходит из клиники с удачной операцией. Могу описывать день за днем, потому что в каждом из них есть счастливые и сумасшедшие моменты, например, когда ночью веду строй дайверов под водой. Я ищу красоту в обыденном, ведь художники могут видеть мир так, чтобы всегда быть в экстазе.

Наше досье

Павел Михайлович Пискарёв, 58 лет (Россия, г. Санкт-Петербург).

Архитектор эпохи «метамодерн». Основатель и ректор Института психологии творчества. Автор метода «НейроГрафика». Доктор психологических наук. Профессор. Действительный член МАПН. Обладатель более 40 авторских свидетельств в гуманитарном поле знаний.

Блиц-опрос

Ваша главная черта характера?

Неупокоенность, азарт.

Какие качества вы цените в людях?

Юмор и верность слову.

Что вас вдохновляет?

Красота и трудные задачи.

Ваше жизненное кредо?

Всё возможно!

Любимая книга и фильм?

Книга и фильм «Полёт над гнездом кукушки». Если раздельно, то книга «Дао дэ Цзин», Л. Витгенштейн – «Логико-философский трактат».

Какое путешествие запомнилось больше всего?

Дайверские погружения, путешествия под водой. Это полёт, другая стихия, свобода от гравитации.

Самый необычный подарок, что вы получали?

Эублефар – ящерица.

Что для вас значат деньги?

Инструмент творчества. Способ инвестировать в книгу, производство, людей. Деньги – это красивая жизнь.

Счастье – это…?

…это адекват – когда ты духовный и земной, свободный и ответственный. Позиция, когда ты соответствуешь времени, месту, людям.

«Через 10 лет я буду…»

…драматургом, фигурой в поле большого театрального действа под названием «Счастливая Россия».

Сергей Мельников

Сергей Мельников

Обозреватель «Жажды»

Вверх
Сделать сайт лучше