персона

Вера Федорова: «Самое главное у фотографа – это мозг и опыт»

Коммерческий фэшн-фотограф, старший фотограф в компании Lamoda
  • 31.07.2023

Из геолога в успешного фэшн-фотографа. Вера Фёдорова, старший фотограф модельных съёмок Lamoda, рассказала в интервью «Жажде», как самоучке начать путь в фотографии и вырасти в профессионала. Как собрать портфолио, что с ним дальше делать и почему оно очень важно, решает ли всё дорогое оборудование и как развивать вкус и насмотренность.

– Расскажите, пожалуйста, о своём детстве и юности. Кем вы мечтали стать, где выросли и учились?

– Я родилась и выросла в Москве, мама – физик, папа – математик. С детства мне очень нравилось всё, что связано с творчеством: танцы, музыка, рисование, любила что-то делать своими руками. Хотела стать актрисой, космонавтом и врачом (мне кажется, это зависело от популярности того или иного сериала, который шёл в то время по телевизору). По большому счёту, к окончанию школы я так и не поняла, кем хочу стать, когда вырасту.

Все поступали в вузы, и я тоже пошла, выбирала по интуиции, ходила по разным университетам и пыталась понять, где мне комфортнее всего. В итоге поступила в МГУ им. Ломоносова на геологический факультет и, хотя сейчас я не работаю по профессии, очень рада своему тогдашнему решению. Это были одни из самых интересных лет в моей жизни и своего рода база, которая помогает мне и сейчас.

– Как вы стали фотографом? Вы самостоятельно постигали азы фотографии или получили специализированное профессиональное образование?

– После окончания университета я поняла, что работа должна приносить мне удовольствие, а для этого надо включить в неё творческую составляющую. Так появилась идея заняться фотографией. Мне показалась, что это именно та профессия, которая позволит мне совместить творчество и заработок.

Я самоучка. Сначала училась по книгам и тому, что удавалась найти в интернете. Много снимала, пробовала, экспериментировала. Если была возможность посетить мастер-класс интересного для меня фотографа – посещала. И даже сейчас время от времени стараюсь брать консультации или ходить на мастер-классы, это очень полезно, и я всем советую. Расширяет горизонты и вдохновляет. Никогда нельзя останавливаться учиться.

– Какими качествами должен обладать профессиональный фотограф?

– В первую очередь профессиональный фотограф – это тот, который получает деньги за свою работу. Профессионал должен хорошо понимать, какой результат нужен заказчику, и быть способным предоставить этот результат. Тут самые важные качества – ответственность, коммуникативность, пунктуальность, умение работать и собраться в сложных ситуациях, организованность.

– Почему фотограф не может снимать всё подряд? Как найти свой стиль и нишу в фотографии?

– В фотографии есть очень много направлений, это может быть постановочная или репортажная съёмка, съёмка одежды, машин, спортивных мероприятий, свадеб, пейзажей, еды, животных и т. д. Для всех этих видов съёмки нужно разное оборудование и разные навыки. Очень сложно одинаково хорошо снимать еду и свадьбы, например. Понятно, что фотографу, снимающему портреты, круто снять пейзаж легче, чем стоматологу. Мне кажется, что лучше всего выбрать для себя одно-два направления и развиваться в них как профессионал. Собрать портфолио, собрать подходящую технику, команду в интересном для себя направлении фотографии намного проще. По крайней мере в начале. Хотя я знаю и исключения. Но на то они и исключения.

Однако, если вы ещё не определились и пробуете работать в разных направлениях, дам один совет. Не отправляйте заказчику, который хочет, чтобы вы сняли для него еду, своё портфолио со съёмкой машин. Отберите подходящие по тематике кадры и покажите именно их.

– Какие особенности есть у работы фэшн-фотографа?

– Фэшн-фотограф снимает моду: одежду, обувь и аксессуары. Зачастую это работа с целой командой: модели, стилисты, визажисты, сэт-дизайнеры. А значит, нужно уметь работать в команде. Тут важно понимать, что в первую очередь твои кадры про продукт. Задача – подать одежду в максимально выгодном свете, чтобы её захотели купить. Это, безусловно, включает в себя работу и с моделью, и с локацией, но главное на этих кадрах – одежда. Помимо технических знаний и знаний по композиции, фотограф должен разбираться и в современных тенденциях моды.

– Обязательно ли профессиональному фотографу иметь дорогое оборудование? Насколько техника «решает» в качестве фотосъёмки?

– Фотографировать может сейчас любой человек, у кого есть телефон. И тому есть много примеров. Даже коммерческие съёмки бывают на телефон. Но другой вопрос: какая стоит задача у фотографа, куда пойдут эти фото? В социальные сети, на сайт или рекламный билборд? В таком случае нужно понимать, какую камеру выбрать, какое разрешение, качество снимка должно быть на выходе. Каких эффектов нужно добиться во время съёмки?

Тут не обойтись без различных объективов, вспышек, любого вспомогательного оборудования. Профессиональный фотограф должен понимать, что и как работает и когда это ему понадобится. Не думаю, что есть смысл всё это сразу покупать: сейчас есть множество ренталов, где необходимую технику можно взять в аренду под конкретную съёмку. Если вы только начинаете – покупайте ту камеру, которую можете себе позволить. Со временем разобравшись во всех нюансах, вы поймете, что нужно лично вам, а что можно взять на время. Моё личное мнение, что самое главное у фотографа – это мозг и опыт, всё остальное абсолютно решаемая задача.

– Как фотографу развивать вкус и насмотренность?

– Много смотреть. Смотреть работы других фотографов, кино, посещать музеи. Это надо сделать своей привычкой, постоянно напитывать свой мозг визуалом. Со временем начнёт формироваться вкус, станет понятно, что нравится, что нет, в чём хочется развиваться, где и что надо улучшить.

– Чем коммерческая фотография отличается от любительской?

– За коммерческую фотографию ты получаешь деньги. У тебя есть заказчик и бриф, по которому надо работать. В любительской фотографии много свободы и творчества, ты снимаешь только то, что тебе интересно, и тогда, когда тебе этого хочется. В коммерции такой свободы меньше – есть задачи, сроки и ожидание конкретного результата. Профессиональный фотограф не может не прийти на съёмку, потому что сегодня у него нет вдохновения, или отдать готовые фото, когда ему вздумается. Иногда вижу в кино, как показывают работу фотографа, который может капризничать на съёмке, отказываться снимать так, как его просят. Мне на это всегда смешно смотреть, потому что в реальной жизни такое просто недопустимо. Работа на коммерческой основе – это всегда компромисс и умение слушать, что от тебя хотят. Классно, если фотограф может предложить свои идеи, но об этом всегда надо договариваться «на берегу».

С другой стороны, хочется снимать так, как я это «вижу», и для этого у меня есть портфолио. Заказчики видят, как ты снимаешь, твой стиль, и идут к тебе именно за твоим видением. Поэтому у меня на съёмках никогда не бывает разногласий, все заранее понимают, что мы хотим друг от друга. Для этого нужно грамотно составленное портфолио и обсуждение перед съёмкой конечного результата.

– Как сделать «продающие» фото для бизнеса? Какими особенностями должна обладать «продающая» фотография?

– Даже самый классный, качественный товар можно снять плохо, и это сильно повлияет на продажи. Изначально надо понимать, про что должна быть фотография. Если мы продаем сумку – её должны захотеть купить. Весь акцент должен быть на продукте, чтобы покупатель по одному фото сразу понял, про что оно. Даже если съёмка одежды на модели, модель тут – лишь второе действующее лицо. Стоит исключать из кадра второстепенные сюжеты, яркие пятна цвета, много мелких деталей – всё, что не относится к основному.

От фото должно веять качеством товара, должен быть виден его функционал, фото должно вызывать позитивные эмоции. Если в кадре злая, уставшая девушка, в мятой одежде и с сумкой, которую плохо видно, – такой кадр не «про продукт». Надо искать выгодные и разнообразные ракурсы, постараться в 2-3 фото показать все важные элементы, добавить кадры деталей крупным планом (текстура ткани, швы, застёжки и т. д.).

Например, если говорить про съемки для брендов одежды (на которых я специализируюсь), то тут очень важна командная работа. Классный, современный, хорошо продуманный лук, удачный мейк и волосы, интересная модель вместе с работой фотографа дают наилучший результат. На этом не стоит экономить. Внимание к деталям тут залог успеха, из этого и складывается продающая фотография. Люди, видя её, получают эмоциональный позитивный заряд, понимают, что они тоже будут так же классно выглядеть, купив эту вещь.

И напоследок совет: не переборщить с постпродакшеном, тут главное – не обманывать покупателя. Например, цвет изделия на фото должен максимально совпадать с цветом в реальности. В целом, всё, что есть на фото, должно соответствовать действительности, иначе у вас просто ничего не купят второй раз и вы испортите себе репутацию.

– У нас бизнес-журнал, поэтому не обойтись без вопроса про деньги. Сколько могут зарабатывать фотографы – новички и профессионалы?

– Тут нет однозначного ответа, суммы могут быть абсолютно любыми. В целом это зависит от опыта. И зависимость тут прямо пропорциональная: чем больше опыта – тем больше денег фотограф просит за свою работу. Но однозначно могу сказать: на заработок от фотографии можно жить и зачастую очень хорошо. Просто надо набраться терпения и, как бывает во всех профессиях, не требовать всего и сразу. Когда вы только начинаете, пробуете – ценник, как правило, невысок, но это и логично. Помимо денег вы нарабатываете опыт и клиентов.

Со временем, когда спрос на вашу работу начинает расти, сумму можно поднимать. Нет никакого смысла убиваться на работе за небольшую оплату. Важно грамотно рассчитать стоимость своих услуг: посмотрите, сколько стоит ваше время (учитывайте время на дорогу, съёмку, постобработку и т. д.). Можно поинтересоваться стоимостью услуг у своих коллег или посмотреть в интернете, чтобы были какие-то цифры для ориентира. При этом учитывайте опыт, регалии и местонахождение фотографа.

– Как и где фотографу искать заказы?

– Тут, на мой взгляд, есть несколько вариантов. Фотограф может работать в компании: это фотостудии, фотопродакшены и т. д. Фотограф может работать как фрилансер. А может совмещать это. Тут каждый сам выбирает. Если со стабильной работой всё понятно – заказы даёт работодатель, то с фрилансом могу дать несколько лайфхаков. Самый главный – не ждать, что о тебе узнают сами. Нужно писать самому, присылать своё портфолио и условия по работе. Определить, кому могут быть полезны твои услуги: бренды одежды, компании, занимающиеся организацией свадеб, рестораны, журналы, частные клиенты (всё зависит от вида съёмок, в которой вы работаете). «Сарафанное радио» тоже работает, но начинать надо самому. Вести соцсети – тоже способ. Можно обратиться в агентства, которые представляют фотографов (в России их, правда, не так много, как на Западе).

– Кажется, что в последние годы стандарты красоты размылись и фотомоделью может стать абсолютно любой человек, независимо от возраста и телосложения. Как вы считаете, это правильно? Или всё-таки рамки стандартов должны присутствовать?

– Я считаю, что «стандарты красоты» – это уже устаревшее понятие, что это не только неправильно стандартизировать внешность человека, но и очень опасно. Любой человек красив и интересен, и задача фотографа – это показать. Людям уже надоело смотреть на однотипных моделей. Я всегда за разнообразие, мне намного интереснее так работать. Если говорить о коммерческой фэшн-фотографии, то это только улучшает продажи и повышает лояльность к бренду.

Я часто слышала: «Ну, конечно, это платье хорошо сидит на высоких и худых, молодых…» – и, когда ты показываешь, что неважно, какие у тебя параметры и возраст, важно, как это носить, как правильно подбирать, как сочетать, люди намного охотнее будут покупать у такого бренда. Потому что они ассоциируют себя с героями этих съёмок, могут по фото примерно понять, подойдёт ли им это. И вообще вдохновиться! Я рада видеть, как такой подход к съёмкам становится все более популярным. Я против рамок и стандартов.

– Как фото могут помочь поверить в себя и раскрепоститься?

– Кадры, сделанные фотографом, это способ увидеть себя глазами другого человек, увидеть себя так, как никогда не увидишь в зеркале. Также это способ научиться расслабляться в незнакомой обстановке, не бояться показывать свои эмоции, пробовать что-то новое. Бывает так, что клиенту не нравится, например, его нос, а после фотосессии он видит, что его лицо на самом деле красиво, что нос не изъян, а изюминка. Такие кадры помогают по-другому посмотреть на себя, полюбить.

Тут важно выбирать «своего» фотографа. Посмотрите, как он снимает? Нравится ли вам его стиль? Сможете ли вы расслабиться в его присутствии? В этом деле хорошо помогает просмотр соцсетей и портфолио фотографа, чтобы понять, ваш это человек или нет.

– Можете назвать фотосъёмку, которая вам особенно запомнилась?

– Это, наверное, моя первая фотосъемка в студии – потому что первая. А ещё съёмка, на которой у меня сломалась камера, – я ужасно стрессанула тогда. Это была коммерческая съёмка, куча народу на площадке: заказчики, команда, а у меня в самый ответственный момент ломается камера, и всё. Тогда я решила очень быстро эту проблему, нашла замену и продолжила съемку, но этот день запомнила хорошо.

– Как вы считаете, хорошо ли развита индустрия фотографии в нашей стране в сравнении с Западом? Нам есть к чему стремиться?

– Я думаю, что в России есть много талантливых фотографов и индустрия определенно развивается. Но всегда есть к чему стремиться. Нам надо развиваться дальше, перенимать опыт иностранных коллег, но и не забывать добавлять свою изюминку.

– Как вы сами считаете, что вас отличает от ваших коллег по цеху?

– Сложный вопрос. Я, наверное, из тех фотографов, для которых самым важным является история, которая происходит в кадре, композиция и работа с моделью. Свет и техника для меня второстепенны и являются просто инструментами, которые мне помогают эту историю рассказать. Очень люблю вносить элемент неожиданности даже в постановочную фотографию, ловить момент. Во время съёмки всегда думаю: ну, хорошо, основное мы сняли, а что, если… и делаем что-то странное, неожиданное, пробуем новое. Часто такие кадры идут в финальный отбор. Это делает рабочий процесс очень увлекательным, но и сложным одновременно.

– Были ли у вас «падения» в вашей деятельности? И если были, то как вы себя мотивировали, чтобы подняться и идти дальше?

– Конечно были и не раз, что нормально. Моя самая главная мотивация – это желание продолжать заниматься любимым делом. Не всегда все получается сразу, но не было ни минуты, что бы я хотела сменить сферу деятельности. Да сложно, да, иногда кажется, что зашла в тупик, но именно желание снимать двигает меня вперед. В нелегкие времена я всегда задаю себе вопросы: что я могу сейчас еще сделать? а все ли варианты я испробовала? к кому можно обратиться за советом?

– Как вы предпочитаете отдыхать? У вас есть какое-нибудь хобби, кроме фотографии?

– Я занимаюсь танцами и очень люблю путешествовать. А ещё я заядлый киноман.

– Поделитесь планами на ближайшее будущее?

– Хочу и дальше расти как фотограф, хочу делать больше своих творческих проектов, для меня фотография не только способ заработка, но и способ высказываться на интересующие меня темы.

– Как говорится, жизнь – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Какой день (дни) в вашей жизни вы и через 30 лет будете помнить в мельчайших деталях?

– В мельчайших деталях пока никакой, все мои воспоминания – это скорее ощущения, образы, иногда даже запахи или вкусы. Я помню, что тогда была очень грустной, а тогда очень счастливой, что речка пахнет, как в тот день в детстве. Так что, возможно, такой день впереди.

Наше досье

Вера Фёдорова, 36 лет, Москва.

Образование: высшее. Коммерческий фэшн-фотограф.

Работала с такими брендами, как Benetton, Lee Cooper, Uniqlo, Guess и пр. Старший фотограф в компании Lamoda. Победитель «Best of Russia» 2014 и 2015 годов.

Блиц-опрос

Ваша главная черта характера?

Оптимизм.

Какие качества вы цените в людях?

Доброту, адекватность и чувство юмора.

Что вас вдохновляет?

Путешествия и кино, а ещё – истории успеха других людей.

Ваше жизненное кредо?

Дорогу осилит идущий.

Ваша любимая книга и фильм?

Ох, сложно… Любимых много, я выделю те, которые в определенный момент на меня сильно повлияли. Книга – «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкиена. Фильм «Гуд бай, Ленин!» В. Беккера.

Какое путешествие вам запомнилось больше всего?

В очень сложный для меня период, когда казалось, что всё плохо, мои подруги сказали: «Вера, хватит хандрить, собирай вещи – завтра мы едем к морю». И мы поехали!

Самый необычный подарок, который вы получали?

Подарочный сертификат в «Ашан».

Что для вас значат деньги?

Это свобода.

«Через 10 лет я буду…»

…фотографировать! И жить на берегу моря!

Сергей Мельников

Сергей Мельников

Обозреватель «Жажды»

Вверх
Сделать сайт лучше