- 25.10.2023
Героиня этого интервью всю жизнь работает с текстовым контентом. Она прошла путь от рядового журналиста до основателя собственного литературного агентства. В интервью «Жажде» Мария Синюкова рассказала о своём профессиональном пути, а также поделилась мнением о преимуществах удалённой работы и дала несколько полезных рекомендаций начинающим фрилансерам.
– Кем вы мечтали стать в детстве? Где выросли и учились?
– В детстве любила Кира Булычева и хотела стать биологом, как Алиса из «Гостьи из будущего».
Родилась я в Хабаровском крае, до 10 лет жила в Башкирии. В 90-е было туго, мы жили фактически за счет сада. Денег не хватало. В итоге родители уехали на Север зарабатывать, а я год прожила с бабушкой, а потом они устроились и меня забрали. В Башкирии я училась в гимназии, а на новом месте, в поселке под Нижневартовском, попала в обычную школу, и знаний, разумеется, было больше. Сразу почувствовала себя уверенно, стала активно проявляться, пошла в художественную школу, выступала на сцене. Детство было очень активным. Но несмотря на активную творческую жизнь, мне нравилось изучать русский язык, настольной книгой был словарь Ожегова, а одно из любимых занятий — подготовка к олимпиадам по русскому. Поняла, что это мое.
Тем не менее, я все-таки попытала счастья и в творческой профессии – поступала на дизайнера в Центр искусств для одаренных детей в Ханты- Мансийске, но провалила экзамены. Это был знак. Поняла, что свою жизнь нужно связывать с русским языком. Так выбрала отделение журналистики в Тюменском госуниверситете, поступила на бюджет — и это стало знаком, что действительно двигаюсь по своему пути.
– Как вы пришли в журналистику? Сколько отработали в этой сфере?
– Я поступила на отделение телевидения факультета журналистики в Тюменский университет. Так и пришла в журналистику. А на первом курсе сразу должна была быть практика. Я очень боялась идти на телевидение. Даже текст написала на бумажке, чтобы зачитать, когда звонить буду. Зря волновалась – мне сказали: «Без проблем, приходи завтра».
Я попала на практику в региональное отделение «Вестей». И сразу же погрузилась в процесс – меня отправили с оператором делать репортаж. А по окончании практики попросили остаться. Параллельно я училась и работала на новостях и на съёмках авторских программ. Было очень сложно совмещать. Я к тому времени перешла на канал «Культура», печатала свои статьи в местных СМИ, пробовала себя в разных жанрах, областях, набивала руку, практиковалась как можно больше. Хотела переехать в Москву, разумеется. К моему изумлению, в университете я шла на красный диплом, несмотря на 100 % занятость работой и практической журналистикой.
К окончанию университета у меня было четыре серьёзных научных статьи, масса публикаций в СМИ, участие в серьёзных форумах, конференциях и так далее. Позднее, после защиты диплома меня пригласили преподавать на отделении журналистики ТюмГУ. А поскольку параллельно устроилась на работу в пресс-службу в структуре Департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области, где я работала с соцсетями и СМИ, свой курс для будущих журналистов сделала практическим: обучала ведению соцсетей и оперативной трансляции событий через социальные медиа. Это был 2010 год.
Параллельно поступила в аспирантуру, писала диссертацию по русской литературе, но вплотную работая в медиа, уже не видела смысла в научной деятельности и защищаться не стала.
В 2014 году я вошла в digital-агентство, откуда в 2015-м ушла в декрет с двойней — так начался мой путь во фриланс. Толчком также стало наше с мужем желание путешествовать, мы уехали на юг России — первое путешествие с двойняшками длилось год. И именно тогда осваивали фриланс. Я много писала, вела соцсети, редактировала, в том числе и книги.
– Вы являетесь учредителем литературного агентства «Авторский метод». Какие услуги предоставляет агентство? Расскажите об особенностях его функционирования.
– Мы и до «Авторского метода» работали с редактурой и написанием книг, так что опыта было много. Агентство у нас совместное с Ксенией Михалкиной – она пришла ко мне на менторство в своё время, а потом нам так понравилось работать вместе, что из этого вырос совместный партнёрский бизнес. У нас есть команда гострайтеров, которые пишут книги на заказ. Схема такая: гострайтер берёт материалы клиента – готовые или из большого предварительного интервью, структурирует информацию и переводит в книжный формат.
Разумеется, мы изначально с людьми проговариваем, какие главы, материалы должны быть в книге. Чаще всего у эксперта книга становится трипвайером и за относительно невысокую стоимость продаёт основные продукты. Мы вшиваем в издание лид-магниты, создаем чат-боты для читателей и так далее. Делаем книги максимально полезными и маркетинговыми для клиента. Но это не «голая» реклама, иначе бы их никто не покупал и не читал. Это полезные и содержательные тексты + маркетинговая воронка. У нас вообще три этапа работы с книгой: написание, издание и продвижение.
Есть разные системы доведения книги до потребителя – всё зависит от того, какую схему выбирает автор. Но мы к каждому изданию подходим индивидуально: прописываем стратегию, организовываем мероприятия, готовим прогревы в соцсетях, комплексно продвигаем и раскручиваем.
– Вы сами пишете книги, которые становятся бестселлерами. Например, «Пиши как художник» и «Продающий сторителлинг». Как у вас рождаются идеи книг, и трудно ли даётся их написание?
«Пиши как художник» мы с соавтором создали за 3 недели. Потому что все материалы у нас уже были, часть информации брали из собственных курсов. «Продающий сторителлинг» родился вообще за 10 дней, действовали по тому же принципу, плюс пригласили ещё одного соавтора — автора 60 книг, писателя Тамару Крюкову. Прибавили к этому кейсы наших студентов, отредактировали – и получились книги.
«Чернильное варенье» – это сборник рассказов. Там есть мой текст, рассказы учеников и коллег.
По поводу трудности написания. Если есть экспертность, честно скажу – писать не трудно. Я не специализируюсь на художественной литературе, потому что она мне дается сложнее раза в два, чем нон-фикшн. А в экспертной книге тебе нужно только выгрузить свой опыт и передать его. Фактически я это делаю на обучении, вебинарах, курсах и выступлениях. Поэтому просто записываю за собой, структурирую и выгружаю в книгу. А идеи рождаются из спроса. Вижу, чего хочет аудитория, и от этого отталкиваюсь при выборе темы для книги и ее наполнения. Уверена, что это гарантия успеха любого продукта – изначальная потребность целевой аудитории.
– Расскажите, пожалуйста, немного о вашей онлайн-школе KitUp. Как вы её основали? Какие услуги предоставляете?
– В школе KitUp у нас есть несколько продуктов:
- онлайн-курс копирайтинга и контент-маркетинга «Создание контента для бизнеса» с дипломом о профессиональной переподготовке установленного образца;
- писательский кампус, который проходит в Красной Поляне;
- моя менторская программа по росту дохода на фрилансе;
- интенсив по гострайтингу;
- интенсив по нейросетям;
- курс «ВК: назад в будущее».
Когда-то в запрещённой социальной сети в своём блоге мне было крайне некомфортно рассказывать аудитории о том, чем я занимаюсь на фрилансе. Был такой предрассудок. То есть «журналист» звучит обстоятельно, с представлением в кадре, с уважением. А фрилансер – это как-то абстрактно, и откуда там деньги? Как столько зарабатывать, чтобы путешествовать? В общем, были сомнения, и я всё боялась, как отреагируют мои работодатели, родные, коллеги на то, чем я сейчас занимаюсь.
А между тем люди сами стали меня спрашивать, как уйти во фриланс, как зарабатывать на этом деньги, и где можно поучиться? Есть ли курсы копирайтинга, SMM и так далее?
Я поняла, что надо брать и делать. Так появились мои первые обучающие продукты. Теперь каждый раз в день рождения школы, я устраиваю писательский кампус, где мы не только пишем, но и отдыхаем, наполняемся, трансформируемся. Это такое поддерживающее творческое осознанное сообщество, куда люди приезжают вдохновляться и развиваться.
– Может ли писательство приносить доход?
– Да, разумеется. Но всё зависит от объёмов. Я знаю немного авторов, которые живут только на авторские отчисления. Если у вас 1-2 книги, то деньги совсем небольшие, на них не проживёшь. Если есть много книг и тиражи у них большие, возьмём для примера Дарью Донцову, то вы вполне можете путешествовать по миру и безбедно прожигать жизнь за эти авторские отчисления.
Мы же занимаемся другим форматом. Нон-фикшн. Наши гострайтеры получают от 70 000 рублей за одну книгу, максимально, по опыту, можно брать 7 книг параллельно. Написание одной книги – это примерно три месяца. Понятно, что это не миллионы, но прожить на них можно при полной ежедневной рабочей загрузке.
Для клиентов в агентстве полный цикл выпуска книги у нас стоит от 700 000 рублей, сюда включена работа команды, выход на издательства и стратегия продвижения. Это вполне оправданные расходы для авторов, а для команды – неплохие деньги. Можно сотрудничать на подработке – если вы, например, копирайтер. Вообще, контент в разных форматах всегда будет приносить деньги. Вы можете писать тексты для сайтов, книги, статьи в СМИ, что угодно! В этой области всегда есть спрос.
– Плюсы и минусы фриланса на ваш взгляд?
– Россия находится на втором месте по количеству роста фрилансеров. Уже более 19 миллионов человек перешли на фриланс. Только вдумайтесь в эту цифру! А ещё совсем недавно к работе из дома относились с осторожностью. Сейчас же всё больше и больше людей планируют переходить на удалёнку и фриланс.
Плюсы:
- с помощью контента можно продавать совершенно разные продукты;
- свободный график и ритм работы;
- самостоятельное планирование дня;
- не обязательно отдавать детей в сад;
- самостоятельное регулирование нагрузки, распределение своего времени;
- есть возможность путешествовать;
- неважно, где вы живете – работать можно из любой точки мира и со всем миром;
- не тратится время на дорогу в офис, нет временной привязки «с… до…»;
- кризисы и пандемии не страшны;
- есть возможность вырасти в свой бизнес;
- тренды появляются постоянно, главное – держать руку на пульсе, и будет постоянный спрос;
- если вы планируете свои финансы, уверены в экспертности, берёте 3-4 проекта, то стабильность будет даже больше, чем когда зарплата на карточку два раза в месяц;
- постоянный профессиональный рост – это гарантия вашей финансовой свободы и постоянного потока клиентов;
- быстрое обучение – на фриланс можно перейти, освоив профессию за 2-3 месяца.
Минусы:
- тот же свободный график, который надо самостоятельно планировать;
- сложно эффективно работать без мотивации;
- нужны навыки тайм-менеджмента;
- если работаете дома, то вас могут отвлекать те же дети, мужья, родители;
- ваши родные не всегда вас поддерживают;
- отпуск часто не отпуск, а постоянное вовлечение в работу – нужно вырабатывать навыки для отдыха, налаживать жизнь таким образом, чтобы и отдыхать, и не нуждаться в деньгах;
- необходимо развивать личный бренд и налаживать партнёрские отношения – этому надо обучаться.
- рост конкуренции – проблема, которую можно решить путем отстройки от конкурентов, развитием личного бренда и профессиональных навыков.
– Поделитесь советами: как фрилансеру развивать личный бренд?
– Ищите заказчиков и окружение через запрещённую соцсеть и «Телеграм» – в основном все клиенты там. Делитесь своим опытом: выступайте на разных площадках, продвигайтесь через СМИ, участвуйте в нетворкинге, обучайтесь у других экспертов. Проявляйтесь! Ходите туда, где могут быть ваши клиенты – на профессиональные выставки, форумы предпринимателей.
Очень важны кейсы. Делитесь ими!
Масштабируйтесь и создавайте репутацию. Очень важно нишеваться в определённых областях. С одной стороны, это сужение темы, с другой – вас будет знать определённый круг людей, из которого могут быть постоянные заказы. Рекомендации, «сарафанное радио» очень важны.
– Нейросети в настоящее время являются конкурентами или рабочими инструментами копирайтера?
– Прекрасный инструмент для работы во фрилансе. Мы даже интенсив в школе сделали по нейросетям и готовим к выходу книгу рассказов, написанную нейросетями. Есть ИИ, работающий с визуалом, есть – с текстами. Это облегчение труда копирайтера и дизайнеров. Надо именно так к этому относиться. Конкуренцию они составляют только тем, кто работает как функция, винтик в команде – только по техническому заданию. Тех, кто без идей, тех, кто не генерит сценарии, стратегии, не разрабатывает проекты, нейросеть может заменить, а также какую-то техническую сторону вопроса работы с текстами, например, карточки для маркетплейсов. И в таком случае тот же копирайтер может выдавать в два раза больше текстов в день. Если клиенту нужны продажи, отстройка, серьезная работа – с этим справится только человек, профессионал. Отсюда мораль – растите как профессионалы.
– Кто такие «инфоцыгане», на ваш взгляд, и как их отличить от действительно хороших экспертов?
– Я не использую этот термин. На любом рынке есть продукты полезные и нет. Как правило, всегда для себя можно понять, несёт ли обучение пользу или это пустая болтовня. У всех экспертов в инфобизнесе есть бесплатные продукты, чтобы попробовать – ваше или нет. Надо смотреть, подходит ли вам подача, есть ли экспертность, готовы ли вы тратить время, ресурс и деньги, понимаете ли вы, что научитесь чему-то новому здесь?
Я не сторонник ставить на ком-то клеймо. Каждому человеку подходит что-то своё. Нужно смотреть реальные кейсы и результаты, которые есть у тех, кто обучался у данного эксперта, вникать в его опыт. Это все-таки ваша ответственность в том числе – выбор в пользу определенного продукта, эксперта. Поэтому нужно читать внимательно описание, ориентироваться на опыт, смотреть на отзывы.
– Что вас отличает от других женщин-предпринимателей?
– Мне сложно судить. Я всю жизнь работаю с темой контента. Моя сильная сторона – стабильность. Я в этом развиваюсь, и у меня стопроцентная заинтересованность в той сфере, в которой я работаю. Ещё из особенных черт, наверное, желание передавать опыт. Поэтому я не только создаю, но и преподаю. Ещё могу выделить высокую скорость принятия решений. Этому способствует поддерживающее окружение, которое я создала вокруг себя. В общем, можно сказать, что я на своём месте.
– Были ли у вас «падения» в вашей деятельности? И если были, то как вы себя мотивировали, чтобы подняться и идти дальше?
– Разумеется! И кассовые разрывы были в связи с последними событиями и уходами каких-то компаний с рынка, и пандемия. Трудностей я не избежала. Мотивирую я себя тем, что получаю отдачу от аудитории. Плюс, мне нравится видеть, как люди меняют свои жизни. Это на уровне миссии, это меня вдохновляет в любые времена. Мотивируют также коучинговые техники работы с мышлением. Я их даже внедрила в своё обучение. Работаем не только над навыками, но и с осознанностью.
– Мешает ли ваша деятельность личной жизни?
– Я не замечала этого. Иногда родственники обижались, если я постоянно сидела в телефоне, например. Но это потом как-то прошло со временем. Муж же меня всегда поддерживает. Он очень помог. Разгрузил меня по бытовым вопросам, брал на себя заботу о детях, когда у меня были запуски, открывался бизнес, писались книги. Сейчас мы весь быт делегировали. У нас семья – сплочённая команда фрилансеров. Мы друг друга поддерживаем.
– Как вы предпочитаете отдыхать? У вас есть хобби?
– Путешествие – моё хобби. Мы каждую неделю куда-то выбираемся даже в рамках Краснодарского края. Я люблю смену картинки. Я – визуал. Мне очень нравится менять локации и посещать энергетически заряжённые места. Я работаю даже в путешествиях. Мне это не составляет труда. Я умею получать новые эмоции, быть с любимыми и работать. Занимаюсь йогой в гамаках. Очень люблю это дело. Регулярно делаю чек-апы здоровья, сейчас меняю своё питание.
Мне нравится ведение блога. Можно сказать, что тоже моё хобби. Люблю экспериментировать с выстраиванием своего образа, например, работаю со стилистом. И, конечно, обожаю чтение и просмотр фильмов. В общем, всё, что может заряжать энергией для жизни и моей профессиональной деятельности, становится моим увлечением.
– Вам знакомо понятие «жажда бизнеса»? Если да, то с чем оно у вас ассоциируется?
– Если честно, не знаю, что это такое. Ассоциируется с острым желанием создавать что-то. Даже так: находить нужные решения для людей и обменивать это на деньги.
– Ваши планы на ближайшее будущее?
– Развивать свою школу и литературное агентство. Доделать книгу «Неидеальная», состоящую из текстов от нейросетей. Работать, развиваться, идти вперёд, обучать и обучаться.
– Как говорится, жизнь – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Какой день (дни) в вашей жизни вы и через много лет будете помнить в мельчайших деталях?
– Вообще, у меня очень хорошая память. Если говорить о личном, я прекрасно помню в деталях рождение своих детей, первые свидания с мужем, своё детство. В бизнесе я помню свои первые выступления, вебинары, встречи с выпускниками, живые встречи – фактически, я помню всё, и хорошее, и плохое.
Расскажу, чего я не помню. Когда я сдавала книги, я даже не прожила в моменте их выпуск, потому что я была абсолютно выжата. Эмоционально я так и не прочувствовала это. Не отложилось в голове. То есть сам процесс презентаций, представления, покупки, рассказа, мероприятий я помню, а эмоциональная составляющая, к сожалению, стёрта.
Наше досье
Мария Синюкова, 35 лет, Краснодар.
Руководитель онлайн-школы KitUp и учредитель литературного агентства «Авторский метод». Обучает копирайтингу, контент-маркетингу и фрилансу.
Автор книг, которые стали бестселлерами, – «Пиши как художник», «Продающий сторителлинг» и других.
Имеет многолетний опыт работы в печатных СМИ, на телевидении, в пресс-службе и digital-агентстве. Преподавала копирайтинг в ДПО Высшей школы экономики.
Блиц-опрос
Ваша главная черта характера?
Спокойствие.
Какие качества вы цените в людях?
Умение радоваться жизни, ответственность, профессионализм.
Что вас вдохновляет?
Природа, хорошие книги, кино, разговоры с близкими людьми, чужие примеры достижения целей, которые стоят передо мной.
Ваше жизненное кредо?
Поступать по совести и быть ответственной за свой выбор.
Ваша любимая книга и фильм?
Библия. Справочник Розенталя и словарь Ожегова. Из художественной литературы – «Горе от ума». Из фильмов я люблю экранизации книг или байопики. Из любимого, что разошлось на цитаты, это «Собака Баскервилей» с Ливановым, Янковским, Михалковым и др.
Самый необычный подарок, который вы получали?
Муж меня часто удивляет подарками без повода: новый айфон, интересные артефакты из поездок вроде раритетных украшений. И это никогда не связано с праздниками, поэтому всегда вызывает удивление, эффект неожиданности. Из подарков с поводом – это записанная мужем, детьми и другом песня с видеоклипом на день рождения. И ещё коллеги делали подобный сюрприз – это было коллективное поздравление с очень тёплым сценарием ко дню рождения.
Какое путешествие вам особенно запомнилось?
Путешествие на четвёртом месяце беременности в Грузию, Армению и Стамбул. Мы там познакомились с людьми, с которыми дружим до сих пор. И были совершенно невероятные знакомства. Например, с фотографом Юрием Мечитовым, который снимал Параджанова. Когда-нибудь мы с мужем напишем книгу рассказов о Кавказе – туда войдут истории из этой поездки в том числе.
Сколько денег в месяц вам нужно для комфортной жизни?
От 600 тысяч рублей.
«Через 10 лет я буду…»
…оставаться свободным человеком, творцом!